0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромыслового флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (415)
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЭКИПАЖА БМРТ-246 «АНТС ЛАЙКМАА» - 20 01 1973
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЭКИПАЖА БОЛЬШОГО МОРОЗИЛЬНОГО РЫБОЛОВНОГО ТРАУЛЕРА ЭСТОНСКОГО РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОКЕАН» «АНТС ЛАЙКМАА»

Выполняя исторические решения XXIV съезда КПСС и принятые социалистические обязательства в честь достойной встречи 50-летия образования СССР, экипаж большого морозильного траулера «Антс Лайкмаа» за два года девятой пятилетки выловил сверх плана 6102 центнера рыбы, вы работал сверх плана пищевой товарной рыбопродукции на 706 тысяч рублей. За счет снижения затрат на добычу и обработку рыбы получена сверхплановая прибыль более 400 тысяч рублей.
Отвечая ударным трудом на Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании Всесоюзного социалистического соревнования работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1973 год», поддерживая инициативу экипажа коммунистического труда большого морозильного рыболовного траулера Рижской базы тралового флота «Ян Фабрициус» и включаясь в социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана 1973 года — решающего года пятилетки, — экипаж траулера «Антс Лайкмаа» принимает на себя следующие социалистические обязательства:
— выловить сверх плана за год 5 680 центнеров рыбы:
— выработать сверх плана товарной рыбкой продукции на 360 тысяч рублей;
— в помощь сельскому хозяйству выработать сверх плана 600 центнеров кормовой муки;
- за счет снижения затрат на добычу и обработку рыбы и выпуска пищевой рыбопродукции только первого сорта получить сверхплановой прибыли 350 тысяч рублей, для чего:
а) обеспечить бесперебойную и высокопроизводительную работу всех судовых механизмов и рыбоперерабатывающего оборудования, повысить эффективность производства саморемонта, добиваться экономии горюче-смазочных материалов;
б) постоянно совершенствовать методы поиска, орудия и способы лова, осваивать и внедрять передовые методы труда по обработке рыбы;
в) постоянно повышать технические, экономические и политические знания каждого моряка, воспитывать сознательное отношение к труду, создавать все условия для овладения смежными профессиями, добиваться полной взаимозаменяемости на решающих объектах производства.
Экипаж траулера «Антс Лайкмаа» обязуется приложить все силы, использовать накопленный опыт и знания для того, чтобы с честью выполнить принятые социалистические обязательства.
Вызываем на социалистическое соревнование экипаж большого морозильного рыболовного траулера «Иоханнес Семпер», возглавляемого капитан-директором Филимоновым Геннадием Степановичем, и призываем всех моряков рыбопромыслового флота Эстонии включиться в социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана третьего года девятой пятилетки.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОБСУЖДЕНЫ И ПРИНЯТЫ НА ОБЩЕСУДОВОМ СОБРАНИИ 10 ЯНВАРЯ 1973 ГОДА.

Ю. ВИСКОВ, капитан-директор.
Р. СААР, первый помощник капитана.
С. ГРЕЧИЦ, секретарь партбюро, второй механик.
Г. ПОДЗОРОВ, секретарь комсомольского бюро, старший матрос.
В. ШЕВЧЕНКО, председатель судового комитета профсоюза, боцман.
Слет на «Иоханнесе Варесе» - 11 01 1973
Таллинское среднее профессионально-техническое училище № 1 - одно из старейших учебных заведений республики, готовящих кадры для рыбопромыслового флота. Не так давно оно отметило 50-летие. С 1952 года по настоящее время в этом училище получили профессии около 2000 высококвалифицированных специалистов — электриков, радистов, мотористов, рефмотористов.
На плавбазе «Иоханнес Варес» состоялся слет учащихся — передовиков учебы с преподавателями ЭРПО "Океан" и экипажа судна. Учащихся тепло приветствовал заместитель начальника объединения И. Митюрев. «Приятно отметить, - сказал он в своем выступлении, - что выпускники училища трудом заслужили уважение в нашем многотысячном коллективе. Все они, как правило, настоящие мастера своего дела».
«С выпускниками училища мне приходилось работать на разных судах и в разных морях, — сказал капитан-директор БМРТ-227 Герой Социалистического Труда Ф. Тамм. — А когда бывало тяжело, они умели преодолевать трудности, оставались верными профессии моряка».
О своей работе рассказал учащимся радист плавбазы «Иоханнес Варес» комсомолец Рихо Абнер. «Вы слышали. — обратился он к ним, — что наших выпускников здесь действительно ценят. Берегите честь нашего училища, умножайте его добрые традиции!».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Р. Абнер (в центре) беседует с группой учащихся.
Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти Вильмы Иохановны Тыэвялья. ВЛЮБЛЕННАЯ В МОРЕ – 30 11 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Признаться откровенно, до знакомства Вильма Иохановна Тыэвялья, сменный помощник капитана морского буксира «Трийги», представлялась совсем иной. Воображение рисовало крупную, с мужественным характером женщину, а увидел я перед собой хрупкую, милую, похожую скорее на подростка, представительницу прекрасного пола. Тихо, застенчиво Вильма Тыэвялья рассказывала о себе, о своей работе, о пройденном жизненном пути.
Да, судьба Вильмы Иохановны во многом не похожа на судьбы ее сверстниц. Ее отец всю жизнь был связан с морем. В детстве он часто брал дочь на судно, все показывал и рассказывал. И этим увлек девочку. Вильма полюбила море, и, пережив в Таллине лишения войны, сразу же после ее окончания поступила в Таллинский морской рыбопромышленный техникум на судоводительское отделение.
Их было всего две девушки, но одна не выдержала и скоро оставила учебу, а Вильма дотянула до конца. Училась упорно, старалась на деле доказать, что и женщина может быть моряком, судоводителем, капитаном. В 1949 году она успешно закончила техникум и, получив диплом, стала матросом на маленьком моторно-парусном суденышке «Линда».
— О, это были, пожалуй, самые трудные дни, — вспоминает Вильма. — На этих плохо приспособленных суденышках мы доставляли продукты на острова, случалось, попадали в шторм.
Через девять месяцев Вильма Тыэвялья была назначена штурманом на буксир «Нарва». На этом суденышке она избороздила все Балтийское море, буксируя грузы в Ригу, Калининград, Ленинград и другие порты. За свою долгую трудовую биографию Вильма Тыэвялья кем только не плавала! Была капитаном на земкараване "Эндла», старпомом на «Тасуя". Почти на тридцати судах работала влюбленная в море Вильма Иохановна.
Ее хорошо знают наши рыбаки. Когда плавбазы, БМРТ, СРТР приходят с промысла, Вильма Тыэвялья первой встречает их с экипажем своего «Трийги» и буксирует в порт, к родному берегу, А когда эти большие суда уходят добывать рыбу, она последней провожает их и желает «ни пуха, ни пера».
Работает Вильма Иохановна посменно. Она старшая. Ее все слушаются, ее все уважают. Это право Вильма Тыэвялья завоевала большими практическими знаниями, умением работать с коллективом. А работа у «Трийги", прямо скажем, суетная, нервная, незаметная. Каждый день перешвартовки судов с одной стороны на другую, буксировки судов и т. д. Хлопотное это дело, а нужное. И, понимая это, Вильма Иохановна выполняет его с душой.
Трудовой стаж Вильмы день в день равен трудовому стажу порта — двадцать пять!
— Когда я пришла сюда, — замечает моя собеседница, — у нас в распоряжении было всего два маленьких суденышка, а теперь, попробуй, посчитай их! Со счету собьешься. В прошлом году Вильма Иохановна в свой женский праздник была приглашала в Москву, на Центральное телевидение. Ее, как единственную женщину-капитана, пригласили рас сказать о своей необычной профессии, о работе. И эстонская морячка с удовольствием поделилась с миллионной аудиторией своим жизненным опытом, своей сбывшейся мечтой. У Вильмы Иохановны растет дочь. Девочка учится петь, заканчивает музыкальную школу, увлекается спортом. Нy, а чем увлекается в свободное время мама?
— Я люблю путешествовать. За последние годы мне удалось побывать в Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, а нашу страну я проехала всю вдоль и поперек. Часто на своей машине «Жигули» мы путешествуем с дочкой. Очень нам обоим понравилась поездка в Карелию, где мы увидели много интересного и познавательного.
Впереди новые морские и сухопутные дороги, новые трудовые будни, тревоги и радости.
Счастливого плавания Вам, Вильма Иоханов на, по жизни!

П. Луговской.
Фото М. Жбанкова
ДЕТИЩЕ НИКОЛАЕВСКИХ КОРАБЕЛОВ – 07 11 1974
НА РОДИНЕ НАШИХ СУДОВ

Родина наших БМРТ — город Николаев, Украинской ССР. Наш нештатный корреспондент Н. Пиголь, будучи в отпуске, побывал на Николаевской судоверфи, поинтересовался ее
историей, порылся в областном архиве и установил, что БМРТ-604 «Рудольф Сирге», на котором он плавал, и которому 5 ноября текущего года исполнилась годовщина, был для николаевских корабелов 250-м по счету.
А 185 лет назад на Николаевской судоверфи строился самый первый корабль...
В конце декабря 1789 года строитель Адмиралтейской верфи на Ингуле Фадеев доносил князю Потемкину: « К закладке "Святого Николая" все готов больше 10 дней, киль положен на блоках, фор и ахтерштевни поставлены, но не укреплены еще в рассуждении ожидаемого присутствия вашей светлости".
13 января 1790 г. (даты по новому стилю) ингульцы произвели закладку судна. Об этом Фалеев уведомил Потемкина рапортом" " Заложил корабль "Святого Николая"... при собрании всех членов адмиралтейских, штаб и обер-офицеров и низших служителей... надеюсь и отстроить его до мая месяца".
Потемкин еще в сентябре 1788 г. пообещал Екатерине Второй построить корабль на Ингуле, поэтому он непрерывно торопил Фалеева: «Поспешай с вооружением «Святого Николая". Ты не можешь представить, сколь он нужен: в сем, кроме того, зависит честь моя и Николаевской верфи».
Такелаж изготавливался за сотни верст от Николаева. Строительными работами ведал корабельный подмастерье Соколов. Однако Фалеев, учитывая настоятельные требования Потемкина, вызвал из Таганрога опытного корабельного мастера Должникова, взявшегося к маю достроить корабль.
Но вот наступил и прошел май, а до готовности судна было еще далеко. Должников доносил Фалееву:
«По вашему повелению принял рекрут, кои числятся в адмиралтействе плотниками, из них великое множество больных... Однако я буду все средства по силе их употреблять».
Результаты "употребления всех средств" не замедлили сказаться: за три месяца погибло около 550 рекрутов. Объясняя причины этого, Фалеев писал Потемкину: "Сии люди с малыми роздыхами употреблялись в работу, не призрены и не снабжены пищею».
Работы не стапеле стали вести в две смены. И, наконец, наступил долгожданный день спуска на воду первенца николаевских корабелов — 5 сентября 1790 г. Потемкин тотчас же донес Екатерине Второй: «Корабль «Святого Николая» пятидесяти пушечный, построен на новой Николаевской верфи".
После вооружения корабль под командованием капитана II ранга Львова взял курс на Севастополь, где был включен в эскадру адмирала Ф. Ф. Ушакова.


Такова вкратце история первого корабля, построенного в Николаеве 184 года назад.
Бурными темпами стало развиваться судостроение в Николаеве после Великой Октябрьской социалистической революции. Сейчас на заводе введена почти полная механизация и автоматизация производства. Для рабочих созданы отличные условия труда. К их услугам — светлые просторные цехи и бытовые помещения. Построен отменный заводской Дворец культуры, административные здания. Вся территория завода в цветах и зелени.
За трудовые успехи коллектив Николаевского судостроительного завода награжден орденом Ленина, орденами Боевого и Трудового Красного Знамени.
Множество судов различного назначения спущено со стапелей николаевскими корабелами. Только одних БМРТ на ноябрь 1973 г. — 250. Этим юбиляром как раз и является наш БМРТ-604 «Рудольф Сирге».
Уже в первом своем трудовом рейсе траулер выпустил на два миллиона рублей рыбной продукции.
Мне выпало большое счастье получать это судно от николаевских корабелов и быть членом этого экипажа. Как бывший член экипажа БМРТ-604 «Рудольф Сирге", я поздравляю всех своих товарищей с праздником Октября и знаменательной датой — днем рождения судна.

Н. ПИГОЛЬ.
КРАСНОЕ 3НАМЯ - «ОКЕАНУ» - 05 11 1974
Рассмотрев ход соцсоревнования и показатели работы коллективов предприятий и судов флота рыбной промышленности Западного бассейна за III квартал 1974 года. Коллегия ГУ «Запрыба» и отраслевые профсоюзы, принимая к сведению решение Коллегии МРХ СССР, постановляют:

Переходящее Красное знамя МРХ СССР и ЦК профсоюза и первая денежная премия в размере 42125 рублей присуждены ЭРПО «Океан» (начальник т. Теносаар В. Я., секретарь парторганизации т. Рубанский Г. Н., председатель базкома т. Кустарников В. В.).

Переходящий вымпел МРХ СССР и ЦК профсоюза работников пищевой промышленности и первая премия в размере 1056 рублей присуждены экипажу СРТР-9062 «Пирита» (капитан т. Талаш).

Присудить переходящие вымпелы ГУ «Запрыба» и первые денежные премии экипажам:
ТР «НАРВСКИЙ ЗАЛИВ» (капитан-директор т. Смородский) — в размере 1970 рублей.
РТМС «СААДЪЯРВ» (капитан-директор т. Пироженко) — в размере 2530 рублей.
СРТ-4452 (капитан т. Фоменко) — в размере 845 рублей.

Вторые денежные премии присуждены экипажам;
ПБ «РЫБАК БАЛТИКИ» (капитан-директор т. Сиемер) — в размере 3000 рублей.
ТР «БРИЗ» (капитан-директор т. Сахаров) — в размере 1575 рублен.
РТМС-7508 «БАТИЛИМАН» (капитан-директор т. Висков) — в размере 2025 рублей
БМРТ-604 «РУДОЛЬФ СИРГЕ» (капитан-директор т. Бабкин) — в размере 2025 рублей
СРТР-9122 «КЛООГА» (капитан т. Соколов) - в размере 675 рублей.
СРТ-4574 (капитан т. Ренжин) — в размере 675 рублей.

Присудить третьи денежные премии экипажам:
ПР «КРЕЙЦВАЛЬД» (капитан-директор т. Савранчук) — в размере 1685 рублей.
ПР «БУРЕВЕСТНИК» (капитан-директор т. Жуков) — в размере 1685 рублей.
CPTP-9080 «ЛАЙНЕ» (капитан т. Логинов) — в размере 565 рублен.
СРТ-4479 (капитан т. Орлов) — в размере 565 рублей.
СРТ-4480 (капитан т. Ковалевич) — в размере 565 рублей.
РПР-1270 (капитан т. Масленников) — в размере 565 рублей.
РПР-1281 (капитан т. Алексеев) — в размере 565 рублей.

ПЕРЕДОВАЯ ФЛОТИЛИЯ
Признать победителями социалистического соревнования за наибольший вылов рыбы судами флотилий с вручением переходящего вымпела ГУ «Запрыба» (по району ЦВА) — сводный отряд БМРТ и РТМ объединения «Океан» (капитан-флагман т. Баринов Б. И.).
Вместе с тем Коллегия отметила, что наиболее низкие показатели среди отрядов флотилий по району промысла ЦВА имеет флотилия средне-тоннажных судов ЭРПО «Океан».
Главк отметил ряд флагманских специалистов передовых флотилий, проделавших большую работу по достижению высоких уловов, обобщению и распространению передового опыта промысловых судов. Среди них (по району ЦВА) - т. БАРИНОВ Б. И., капитан-флагман ЭРПО «Океан».

ЛУЧШИЕ ПО ВЫЛОВУ
Признаны победителями в соревновании за наибольший вылов рыбы в III квартале 1974 года и награждены Почетной грамотой Главного управления «Запрыба» и денежными премиями:

по району СВА — экипаж СРТ-4452 (капитан т. Фоменко) в сумме 900 рублен.
по району ЦВА — экипаж РТМС-7507 «СААДЪЯРВ» (капитан-директор т. Пироженко) в сумме 3000 рублей.

Поздравляем победителей соревнований с большой трудовой победой и наступающим праздником Великого Октября!
ОТ ЮНГИ ДО КАПИТАНА – 29 10 1974
Сергей Владимирович ХОРОХОНОВ, начальник отдела промрыболовства

На вопрос, почему связал свою жизнь с морем, я затрудняюсь ответить. Оно вошло в мое сознание очень рано с рассказами Станюковича и романами Новикова-Прибоя, которыми я зачитывался с детства. Увидеть море мечтал давно. И вот из Брянска я добрался до Риги, где поступил в школу юнг. Здесь знакомился с азами морского дела.
Суда послевоенного времени с нынешними не сравнить. Моя первая практика... Она должна была проходить на судне, в то время стоящем на ремонте в Ростоке. Туда нас благополучно доставил транспорт «Аугуст». Всю практику чистили, красили, стучали молотками, изучали, как говорится, судно от киля до клотика.
Затем учеба в Ломоносовском мореходном училище. Получив специальность техника-судоводителя, в 1953 году я попал по распределению в Таллин. Работал на морских буксирах в Управлении вспомогательных судов. Молодежь оказала мне большое доверие — я был избран комсомольским вожаком судна, а также в бюро управления. Понятно, ответственность большая — теперь надо было ответ не только за себя держать, но за своих товарищей. Не имея опыта, на ощупь, можно сказать, я строил свою работу.
Время было трудное.. Чем мы могли помочь, комсомольцы? Своим трудом. Устраивали субботники, воскресники, расчищали территорию, разбирали оставшиеся после разрухи здания. Для своих нужд делали спортплощадку, проводили спортивные соревнования, культпоходы. В дружбе и сплоченности рос и формировался наш коллектив.
Вторым помощником капитана я ходил в течение нескольких лет. И все это время — работа в комсомоле: секретарь комсомольской организации буксира, затем — секретарь комсомольского бюро управления.
Когда в 1956 году пришел в Управление сельдяного лова и сделал первый рейс на только что принятом из новостроя РР-1282, я осознал, что многое зависит от коллектива. А чтобы он был — нужно создать его. Помнится, тогда мы смогли это сделать. В том рейсе мы с плановым заданием не справились. Несовершенный по нынешним временам дрифтерный лов, частые штормы, неблагоприятная промысловая обстановка и отсутствие поисковой аппаратуры сделали свое дело. Но эта неудача не сломила наших рыбаков, не внесла в коллектив раздора, недовольства. Во втором рейсе, с тем же экипажем, мы успешно выполнили план.
Через год я стал капитаном комсомольско-молодежного судна. Навыки работы с людьми, приобретенные ранее, мне очень пригодились. Сегодня, поздравляя молодежь, я с гордостью могу сказать: все, что есть во мне хорошего, я обязан комсомолу.
«ТАСУЯ» СПАСАЕТ КОЛХОЗНОЕ СУДНО - 22 10 1974
В Финском заливе сел на мель, да еще в непогоду, ТБ-45, принадлежащий рыболовецкому колхозу «Хаапсалу Калур». На помощь ему было решено выслать аварийно-спасательный буксир Таллинского морского рыбного порта «Тасуя».
Буквально через несколько минут по получении тревожного сигнала экипаж «Тасуя» под командованием капитана Бориса Ивановича Морозова подготовился к спасательным работам. Полным ходом по пеленгу буксир устремился к месту аварии. Благодаря мощным прожекторам удалось облегчить поиск, терпящего бедствие. На море было значительное волнение.
К тому времени, когда спасатель прибыл к месту аварии, маленький ТБ уже выбросило на камни, и в машинное отделение стала поступать забортная вода.
Экипаж «Тасуя» провел возле потерпевшего обмер и поставил свое судно на якорь на безопасной глубине. Вскоре сюда же пришел РБТ-123 из земкаравана «Эндла».
В 7 часов утра начались спасательные работы, которыми непосредственно и оперативно руководил начальник инспекции по безопасности мореплавания по Эстонскому району Герой Социалистического Труда Лембит Иоханнесович Сонг.
С «Тасуя» к потерпевшему судну на РБТ-123 отправилась спасательная партия во главе со старшим помощником В. А. Ляховым. В составе ее находились водолазы. Доставлены были и необходимые аппараты, насосы и т. п.
Двое суток продолжались спасательные работы. Из машинного отделения колхозного бота откачали воду, под пробоину подвели пластырь. Судно сняли с камней и отбуксировали в Таллин.
На счету небольшого, но опытного коллектива спасательного буксира «Тасуя» немало замечательных трудовых подвигов. В 1972 году команда под руководством капитана т. Левковича спасла севшее на мель судно. В 1973 году буксир в трудных условиях снял с мели средний рыболовный траулер. В первой половине этого года также было одно спасение.
На судне имеются замечательные мастера своего дела. Семнадцать лет в портофлоте служит старший механик X. X. Круусмаа, из них десять лет — на «Тасуя». Из четырнадцати лет на флоте второй механик Б. И. Ежов пять лет работает на «Тасуя».
По итогам социалистического соревнования во втором квартале четвертого, определяющего года пятилетки, экипаж буксира занял первое место среди судов портофлота.
Недавно дружному коллективу дали задание: привести из Риги для Таллинского морского рыбного порта два понтона. И с этим заданием «Тасуя» справился отлично.

М. СИЛЬД.
В ДАЛЕКОМ ИНДОСТАНЕ – 13 08 1974
НАША ГАЗЕТА УЖЕ ЗНАКОМИЛА СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ С ПИСЬМАМИ ВИТАЛИЯ АНУРОВА. ЕГО ОЧЕРКИ О РАБОТЕ ЭКИПАЖЕЙ НАШИХ СУ. ДОВ В БАНГЛАДЕШ ИЗРЕДКА ПЕЧАТАЛИСЬ В "РЫБАКЕ ЭСТОНИИ». И ХОТЯ ВСЕ НАШИ РЫБАКИ ВЕРНУЛИСЬ НА POДИНУ, ОЧЕРКИ ОБ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМЕ, О ДРУЖБЕ СОВЕТСКИХ И БАНГЛАДЕШСКИХ РЫБАКОВ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС И СЕГОДНЯ.
НИЖЕ МЫ ПРОДОЛЖИМ СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА В. АНУРОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На снимке — В. Ануров (на переднем плане).


ЗДЕСЬ, В ПЛАВАНИИ по рекам и в Бенгальском зализе, есть своя неповторимая прелесть, экзотика и неослабевающий интерес. Каждый день ничем не напоминает прожитый. Все прошедшие месяцы были поделены на работу в заливе (пять суток) и стоянку в порту под выгрузкой и пополнением снабжения.
Рыба идет сразу на базар в среднем по 3—5 тонн в день. Ее покупают прямо у борта рано утром все, кто имеет депозит в конторе корпорации, а затем развозят во все уголки города.
Торговля к девяти часам прекращается, и через полчаса у борта никого не оказывается до следующего утра.
После выгрузки рыбы трюм моется водой. Ящики, в которых рыба перемешивалась со льдом в море, теперь сушились на причале, и если топлива (основная проблема снабжения) хватает, то «Чанда» уходила на следующие пять суток, чтобы снова доставить 20—25 тонн охлажденной рыбы, креветок или прочего прилова.
Рыба в Бенгальском заливе смешанная. В трал за три часа траления попадается «ассорти»: акулы, скаты, рыбы-лучи, пилы, молоты, бабочко-ящерице-быко-луно-живото- лопато- горбо- языко- и прочие подобные, сельдевые, скумбриевые, окуневые, анчоусовые, «бомбейские утки», «индиские лососи, «китайские памфреты», креветки, черепахи, змеи и много других рыбо- и ракообразных.
В первое время все добытое тралом без тщательной сортировки раскладывалось по ящикам и находило спрос на рынке. Затем за борт выбрасывали акул, скатов, лучей и черепах, предпочтение отдавалось постепенно крупным рыбам и креветкам. Остальная мелочь расходилась по низкой цене. Особенно выраженного сосредоточения рыб какой-либо породы в Бенгальском заливе нет, и промысел ведется по всей прибрежной полосе в милях 50—100 от Читтагонга.
Креветки совсем немного, хотя ловится она повсюду, начиная с реки. Удачные траления получаются на десяти — пятнадцатиметровой глубине, В трале оказывается «индийский лосось» по метру и более величиной. Охлажденная рыба с «Чанды» иногда идет на экспорт в Индию и пользуется там большим спросом.
Из старожилов на «Чанде» остался Сана Улан. Сана поставлен старшим группы. Ему двадцать два года и он самый энергичный из всех. Помогает находить общий язык со всем бенгальским экипажем. Местные лоцмана в большинстве не знают английского языка, и тут Сана (его все зовут Саня) — незаменимый человек. Сейчас весь бенгальский экипаж (семь человек) проходит переаттестацию. Работающие на других судах матросы тоже заняты сбором рекомендаций из корпорации и судна для представления их в Дакку, где объявлен конкурс по набору специалистов на суда.
На «Чанде» работало пять матросов, один стажер трал-мастера и один стажер машиниста. Всем им даны рекомендательные письма по установленному образцу, что такой-то работал на судне в такой-то должности и по проявленным качествам рекомендуется для аттестации. Юрий Федорович подписывает эти письма, и они вместе с другими собранными документами отправляют их в Дакку.
Используя этот период времени, Женя Фатько — второй штурман и Геннадий Федорович Бахарев — электрик — возглавили подготовку к Ленинским дням и празднику Первого мая. Готовится выступление по этим двум важнейшим событиям, будут прослушаны пластинки, выпущенные к этой дате, и магнитофонные ленты. Проводится шахматные турниры, устраиваются футбольные, волейбольные и баскетбольные встречи с работниками корпорации и другими экипажами траулеров. Готовятся выпуски газет, фото- и газетовитрины. Будет показан фильм «Ленин в Октябре».
После завтрака на судне начинается приборка. Чистотой и порядком на судне «Чанда» обязаны боцману Зозуле. Вообще-то, следуя истине, предпочтение надо отдать всем членам экипажа, поскольку принято говорить, что если на суд порядок, то на нем хорошая команда, и если порядка нет — то плохой капитан. Но в данном случае боцман Игнат Игнатьевич Зозуля радеет за чистоту на судне всей душой, a капитан, старпом и вся команда холят «Чанду», как невесту. И эта холеная чистота сразу бросается в глаза всем, кто ступает на трап судна.
Начиная с утра, и на протяжении всего дня палуба скатывается водой. После каждых пяти суток, возвращаясь с промысла, моются надстройки, после сдачи рыбы — трюма. Во всех каютах есть щетки, моющий порошок и губки.

ПОСЛЕ обеда, вопреки закону об «адмиральском часе», или иначе — «высочайше утвержденном сне», на «Чанде» жизнь не умолкает. В это время один раз в неделю приходит почта, в остальные дни ребята пишут письма, читают новости в газете и журналах.
Но получение почты уже чувствуется за день по оживлению, царящему на лицах у всего экипажа Почту привозят из Дакии, куда она прибывает самолетом из Москвы. Она прибывает в Дакку теперь по новому расписанию движения самолетов в среду утром.
В полдень она в Читтагонге и сортируется Харри Яновичем Вийрмаа в доме оперативной группы, а час спустя - она уже в руках у стоящих в порту ребят или отправлена первым отходящим в залив судном. У каждого в руках по два, по три, а то и боле письма.
Сначала читаются письма, потом газеты и журналы, потом пишутся ответы. В среднем письма в одни конец идут две недели.
После полдника свободное время занято футболом, волейболом, баскетболом, шахматами, гантелями и штангой.
Шахматы — другая «болезнь» экипажа. В них играют все. Причем все в одном, быстроатакующем стиле. Партия проходит настолько быстро, что противники за пять-десять минут расчищают половину шахматной доски, а еще через десять минут короли в окружении поредевших пешек едва доплетаются до середины доски, уже беспомощные оказывать сопротивление надвигающемуся мату. В весьма редких случаях противники решаются на компромиссную «ничью».
Неводная площадка отдана под гири, гантели и штангу. Иногда ребята весь свободный день проводят в отеле «Агробад», где имеется плавательный бассейн и теннисный корт. Лучшим отдыхом считается отдых в Дункан Хасе, куда по очереди приезжает весь экипаж, свободный от работ и вахт в период разгрузки, мелкого ремонта и пополнения снабжения.
Чаепромышленники братья Дункан сейчас живут в Дакке. Их виллу — Дункан Хаус снимает рыбная корпорация для советских специалистов, работающих на переданных республике судах. Эта вилла стала межрейсовым домом отдыха. Она расположена на окраине города, в противоположном от порта конце, на холме и видна мили за две, сверкая издали белизной стен и глянцем оконных стекол.
В доме с огражденными мелкой сеткой окнами живут приезжающие на отдых наши ребята. Здесь есть лазарет, около двадцати пяти спальных мест в четырех комнатах, оборудованных кондиционерами, душем, мебелью. Веранда дома выходит на город, кладбище, пруд и железную дорогу. В вилле постоянно живут первый помощник дальневосточной группы судов Николай Степанович Хрульков, инженер-акустик (ставший здесь и завхозом), Петр Ефимович Железко, два доктора — Лев Федорович Пракс и Николай Николаевич Приходько и временно останавливающийся здесь специалист по приемке тракторов из Союза, проданных республике.
Утром кричат петухи, мычат коровы, поют птицы и подкатывающий к веранде джип увозит ребят на уходящее в залив судно.
Иногда сюда приходят два пацана. Они несут на плечах жердь, к которой подвешен ящик и корзина. В ящике — здоровенный удав, в корзине — змея. Они располагаются на лужайке перед верандой и, вытащив змею и удава, дают десятиминутное представление, от которого болит надорванный смехом живот.
Один из мальчишек принимается петь, а змея, свернувшаяся в клубок и поднявшая голову, тычет беззубой пастью, стараясь ухватить мальчишку за руку. Второй «укротитель» обворачивает свое худенькое тельце удавом и подпевает первому. За представление и фотоснимок — десять така.
После ужина — кино. Его ставит всегда Миша Мазуренко. Он же меняет фильмы на других судах и берет па прокат фильмы с плавмастерской, куда они приходят часто из Союза.
Судно, наконец, затихает до следующего дня, обещающего быть полным событиями и новыми впечатлениями.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В. АНУРОВ
НОВЫЙ ДОК В СТРОЮ – 20 07 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БУКВАЛЬНО на наших глазах на акватории Таллинского рыбного порта это мощное плавучее сооружение росло, принимало стройные формы. Созданное искусными руками волжских корабелов, оно по частям было доставлено в Таллин, проделав длинный путь по Волге, Волго-Балтийскому водному пути и Балтийскому морю.
Много горячих споров и волнений связано с получением нового большого дока. Требовалось обеспечить для его успешной работы необходимую глубину. Хозяин этой сложной технической новинки — коллектив судоремонтного завода «Океана» — заботился о том, чтобы док оказался как можно ближе к заводской причальной линии для удобства сообщения, доставки на него деталей, узлов, материалов во время ремонта и т. п.
Теперь все тревоги позади. Док удобно расположен возле завода, как говорится, привязан к его причалу.
По сравнению со старым доком, новый поражает своими внушительными размерами. Он сможет принимать для ремонта подводной части суда самой большой группы крупнотоннажного флота ЭРПО «Океан» — большие морозильные рыболовные траулеры, рыболовные траулеры-морозильщики, суператлантики, производственные рефрижераторы весом каждый до четырех с половиной тысяч тонн.
16 июля состоялось первое докование. Оно выпало на долю первенца нашего океанического флота — БМРТ «Юхан Сютисте».
10 часов утра. Началась подготовка к докованию. На командном мостике «Юхана Сютисте» — и. о. капитана-директора Борис Никифоровнч Казаков. На доке — его начальник Владимир Александрович Стебаков, а у пульта управления — старший механик Борис Николаевич Авдюшев.
Закончилась подготовка. В 12 часов началось движение судна в док. В 13 часов 30 минут судно заведено в док, в 14 часов начался его подъем и закончился в 16 часов 25 минут. В 18 часов «Юхан Сютисте» стоял в доке — можно приступать к ремонтным работам.
БМРТ заведен в док вперед кормой. Это обеспечивает свободный доступ с берега для ремонта винторулевой группы.
Докование прошло деловито, спокойно. Успех обеспечивали совместные действия коллектива дока с экипажем траулера. Люди работали уверенно, в едином ритме. Матросы судна помогали своими силами, находясь на доке.
Личный состав дока выполнял все командные распоряжения четко и грамотно. Предварительно с рабочими проводились занятия, сделано два контрольных погружения.
Новый док хорошо оснащен для проведения ремонта крупнотоннажных судов. Он обладает солидной энергетической автономией: может подавать электроэнергию, пар, воздух. Имеется подъемный кран и т. д.
Остается решить вопрос с кадрами. Сейчас среди рабочих наблюдается большая текучесть. Поэтому на первом доковании не хватало десяти человек. Выручали матросы траулера. Безусловно, подготовленные кадры рабочих дока надо сохранить.
Ввод в эксплуатацию нового большого дока позволит коллективу судоремонтного завода «Океана» увеличить объем ремонта, ускорить выход судов на промысел Это, в свою очередь, даст возможность больше вылавливать рыбы и выпускать пищевой продукции.

А. КРОСС.

Фото А. Дудченко.
«АТЛАНТИКЕ» - 10 лет – 13 06 1974
Главная редакция вещания для моряков и рыбаков Западного бассейна (радиостанция «Атлантика») создана 13 июня 1964 года.

Передачи радиостанции «Атлантика" для моряков и рыбаков Западного бассейна звучат пять раз в неделю (кроме вторника и пятницы) по пятой программе Всесоюзного радио. Благодаря этому достигается хорошая слышимость передач на огромном пространстве Атлантического океана, где работают советские моряки.

Радиостанция «Атлантика» — это общественно-политический, производственный и литературно-музыкальный радиожурнал. В основных рыбацких центрах Западного бассейна — Калининграде, Клайпеде, Таллине, Ленинграде — созданы корреспондентские пункты, которые возглавляют корреспонденты «Атлантики».

Корреспондентский пункт «Атлантики» в Таллине: 200001, Таллин, ул. Ломоносова, 21, Эстонское радио, «Атлантика», тел. 292-239. Чурилов Юрий Иванович.


Помните?

Колышется даль голубая.
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о
море мечтаем.
О дальних огнях маяков,
Летят белокрылые чайки—
Привет от родимой земли.
И ночью и днем
В просторе морском
Стальные идут корабли...

Да, это строки из хорошей морской песни — «Белокрылые чайки». Из песни, ставшей эпиграфом к каждому выходу в эфир очередного радиожурнала «Атлантика».
Один из моих знакомых рыбаков рассказывал; — Как только на траверзе
— Африка, только и слышишь по радио завывание электрогитар и певцов. Музыкой это они называют. Покрутишь, покрутишь рукоятку приемника - и не найдешь ничего для себя. Для души. А вот услышишь далекое: «Стальные идут корабли...», так все дела — в сторону.
Однажды, помню, до слез растрогался. День рождения у меня был. Юбилей, можно сказать. А тут уже два месяца жену и пятилетнюю дочурку не видел. Так вот, начали вы передавать поздравления нам, рыбакам, услышал адресованное мне: «Здравствуй, папочка! Мы все поздравляем тебя с днем рождения. У нас все хорошо. Только соскучились очень» — аж комок к горлу подступил. Сижу, пошевелиться не могу, а кругом — друзья, тоже притихли.
И работать, потом стало веселее. Весь день ходил, словно и не было этих двух месяцев разлуки с семьей, словно дома тогда побывал. Это у Канарских-то островов!
Рассказ моего знакомого — самое памятное впечатление рыбака, слушателя «Атлантики». Может, и потому, что была названа его фамилия, ему были адресованы несколько минут...
Конечно же, передача радио-писем — лишь маленькая частица труда нашей редакции. Но она очень дорога нам. Также как и ваши письма, товарищи рыбаки. Можно сказать, мы перед вами в еще неоплатном долгу. Ведь именно благодаря редакционной почте в свое время «Атлантика» ввела немало новых рубрик: «О друзьях — товарищах», «Наша почта», «Глазами советского моряка» и многие другие.
Почти в каждом радиожурнале звучат голоса тех, кто делится с «Атлантикой» своими наблюдениями, впечатлениями, планами. А что может быть интереснее живого рассказа, к примеру, рыбмастера о своем товарище, отличившемся на промысле, просто о хорошем друге, положиться на которого можно в любой момент!
Человек труда всегда был и остается в центре внимания «Атлантики». Будь то выступление нештатного автора или же рассказ, подготовленный сотрудником редакции, цель одна: показать советского моряка, советского рыбака сегодняшнего дня. Коммунисты, Герои Социалистического Труда, депутаты Верховного и районных Советов, кавалеры орденов и медалей, передовики производства — вот наш ориентир, вот те люди; что становятся героями наших очерков.
Сколько новых имен героев труда мы узнаем ежедневно! Труден был третий, решающий год пятилетки — весь народ подвигами ответил на обращение ЦК КПСС. И смотрите, сколько моряков, рыбаков, тружеников береговых предприятий отмечены правительственными наградами! Рассказывать об этих людях мы просто обязаны. Таков неоплатный долг «Атлантики».
Мы уже упомянули о рубрике «Рассказы о коммунистах». Чаще всего дикторский голос объявляет: «Рассказы о коммунистах. Очерк нашего корреспондента Игоря Решетникова...» И затем перед нами по крупицам собирается и вдруг отчетливо предстает образ его героя — коммуниста, человека, ведущего за собой, человека, у которого лишь одна привилегия - быть там, где труднее. Эта рубрика одна из главных в «Атлантике", ей уделяется особое внимание. Конечно, и остальные корреспонденты рассказывают о коммунистах флота, но в творчестве И. Решетникова - это, пожалуй, кредо журналиста. Ответственное, сложное, заставляющее искать новые формы подачи материала. А, ведь «Очерк нашего корреспондента Игоря Решетникова...» - это очерк главного редактора радиостанции «Атлантика». Согласитесь, не так-то просто все это совмещать. А Игорь Решетников умудряется еще и найти время, чтобы с рыбаками в море побывать.
А вот дикторский голос произносит: «Послушайте репортаж нашего корреспондента Владимира Лебедева». Вы, наверное, заметили, как звучит голос В. Лебедева в эфире—с уважением к каждому из собеседников, если хотите, с доброй улыбкой на лице. Этим окрашивается каждое слово В. Лебедева, обращенное в эфире к рыбаку, каждое выступление нашего старшего редактора.
Сегодня перед «Атлантикой» — сложные задачи. Грандиозные планы, намеченные партией на XXIV съезде КПСС, требуют от коммунистов, всего советского народа смелого внедрения в производство новейших достижений науки и техники, поиска путей для повышения производительности труда, формирования человека коммунистического завтра. «Решения партии — в жизнь!», «Сила трудового коллектива», «Ученые ведут поиск», «Встречный план в действии» — уже этот далеко неполный перечень рубрик «Атлантики» дает представление о многообразии тематики ее выступлений по пятой зарубежной программе Всесоюзного радио.
В 1964 году моряки и рыбаки Западного бассейна впервые услышали: «В эфире — радиостанция «Атлантика». Сегодня, 13 июня, «Атлантике» исполняется 10 лет. Ровно в 15 часов 30 минут ее позывные вновь прозвучат в промысловых районах. И вновь над океанскими просторами прозвучит голос Родины. Такой далекий и такой близкий. И столь необходимый сердцу рыбака в его нелегком благородном труде.
Что ж, в день десятилетия нашего радиожурнала мне хочется повторить те слова, которыми заканчивается ваша встреча с «Атлантикой»: «До свидания, друзья, до новых встреч в эфире!».

Ю. ЧУРИЛОВ, корреспондент радиостанции «Атлантика» по Эстонской ССР Главной редакции вещания для моряков и рыбаков Западного бассейна.