0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромыслового флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (415)
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О ПРИСВОЕНИИ тт. РАНДМАА В. Я. и СУССКОМУ В. Н. ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО РЫБАКА ЭСТОНСКОЙ ССР - 11 07 1972
За заслуги в развитии рыбной промышленности республики присвоить заместителю председателя рыболовецкого колхоза «Пярну Калур» Рандмаа Вольдемару Якобовичу и капитан-директору большого морозильного рыболовного траулера «Оскар Сепре» Сусскому Владимиру Николаевичу почетное звание заслуженного рыбака Эстонской ССР.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. ВАДЁР.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонском ССР В. ВАХТ.

Таллин, 7 июля 1972 г.
Поздравляем с почётным званием "Ветеран ЭРПО "Океан" ! – 08 07 1972
Решено: присвоить почетное звание "Ветеран ЭРПО "Океан"

Арсеньеву Алексею Михайловичу - т. инженеру холодильника.
Аавику Антсу Иоханнесовичу - мотористу танкера "Александр Лейнер"
Аллак Карлу-Рудольфович - слесарю судоремонтных портовых мастерских
Амтус Виталию Яновичу - ст. мастеру судоремонтных портовых мастерских
Алексееву Константину Федоровичу - старшему механику РПP
Алексееву Николаю Петровичу — боцману СРТ-4545;
Абрамову Михаилу Степановичу - боцману БМРТ-355;
Авдюшевой Бeлле Иосифовне — старшему инженеру отдела научной организации труда и зарплаты
Безвершенко Евгении Алексеевне — старшему инженеру отдела кадров;
Белинской Кларе Иосифовне - начальнику финансового отдела:
Бернард Айне Арнольдовне - инженеру цеха орудий лова;
Баврину Валентину Георгиевичу — II механику БМРТ;
Бондареву Ивану Илларионовичу — II механику БМРТ
Бичикову Егору Федоровичу - старшему рыбмастеру ПБ "Фридерик Шопен»;
Боровицкому Юрию Александровичу - II механику БМРТ:
Борт Николаю Ивановичу — капитану СРТ-4572;
Бурлак Дмитрию Кирилловичу - капитану БМРТ-536;
Батухно Григорию Ильичу — мотористу БМPT-564;
Белоголовцеву Евгению Николаевичу — I помощнику капитан-директора БМРТ;
Бахареву Геннадию Федоровичу — электрику ПР "Ханс Пегельман»:
Битману Арнольду Ивановичу — ст. котельному машинисту ТР "Нарвский залив":
Бондарчуку Николаю Михайловичу — матросу I кат. БМРT-350;
Булову Дмитрию Григорьевичу — повару I кат. БМРТ-248;
Басацкому Ивану Ивановичу — боцману СРТ-4292;
Бабкову Николаю Ивановичу — повару 1 кат. СРТ-4452:
Бакшееву Петру Егоровичу — мотористу I кл. СРТР-9057;
Бакланову Семену Георгиевичу - зам главного бухгалтера ЭРПО «Океан»;
Воссус Николаю Николаевичу - ст. радиооператору радиоцентра;
Вийласу Арти Иоханнесовичу — ст. инженеру передающей радиостанции;
Вяльятага Раймонду Яновичу — радиомеханику VI разряда радиоцентра;
Ватск Эльфриде - сетепосадчице цеха орудий лова;
Веедла Марте Якобовне - сетепосадчице цеха орудий лова;
Веселову Владиславу Александровичу - мотористу I кл. БМРТ-248;
Вабишевичу Василию Николаевичу- матросу I кл. танкера "Криптон"
Галицыну Альберту Васильевичу - матросу I кл. БМРТ-248
Голубинскому Александру Викторовичу - матросу I кл. БМРТ-555
Галковскому Ивану Филипповичу - электрику СРТР-9139
Ганжа Николаю Семеновичу — мотористу БМРТ-248;
Гончаровой Клавдии Федоровне — повару БМРТ-355
Дорошенко Владимиру Карловичу - капитану-наставнику
Давиденко Максиму Максимовичу - ст. матросу БМРТ-564
Евдокимовой Екатерине Никифоровне - повару I кат. ТР "Иней»
Ермакову Георгию Дмитриевичу — пом. капитана-директора по производству БМРТ;
Задорину Владимиру Дмитриевичу — матросу I кл.БМРТ-474;
Ильченко Юрию Николаевичу — ст. помощнику капитана БМРТ;
Конову Никите Осиповичу — бригадиру бригады шоферов автобазы;
Каземетсу Карлу Яновичу — начальнику планово-экономического отдела
Каллас Мелание Юханнесовне — ст. бухгалтеру цеха орудий лова:
Казикасу Юрию Юрьевичу — слесарю цеха орудий лова;
Карташевой Прасковье Андреевне — сетепосадчице цеха орудий лова;
Кург Meте Иохановне — сетепосадчице цеха орудий лова;
Кярмику Мейнхарду Густавовичу — слесарю цеха орудий лова;
Керт Марии Александровне - повару НБ "Тарту";
Круусмаа Хуно Хейнриховичу - ст. механику МБ "Тасуя";
Козину Сергею Николаевичу - капитану БМРТ-396;
Куприкову Льву Николаевичу - капитану СРТР;
Куживу Борису Михайловичу - ст. помощнику капитана;
Киселеву Михаилу Федоровичу - повару I кат. БМРТ-474;
Китанину Владимиру Тимофеевичу - мотористу II кл. БМРТ-564;
Кокорину Борису Михайловичу_- мотористу I кл. БМРТ-555
Копову Алексею Иосифовичу - начальнику тароремонтного цеха
Копейкину Константину Васильевичу - боцману СРТР-9031;
Клюеву Николаю Васильевичу — повару I кат. СPTP-9046;
Козыреву Василию Трофимовичу - повару I кат. СРТ-4510:
Левшиновой Елене Николаевне - зам. начальника отдела кадров;
Лаасу Альберту Михайловичу - начальнику цеха орудий лова;
Луйк Хильде Александровне - ст. экономисту цеха орудий лова;
Лаансалу Вельде Леопольдовне — сетевязальщице цеха орудий лова:
Лухавяле Аните Карловне - сетевязальщице цеха орудий лова
Лещенко Петру Кондратьевичу — матросу I кл. БМРТ-350:
Линнику Степану Афанасьевичу — II механику СРТ;
Логинову Анатолию Михайловичу — капитану СРTP;
Макеевой Ольге Юханнесовне — ст. товароведу цеха орудий лова;
Мадалю Иоанну Алексеевичу — ст. помощнику капитана МБ «Тугев»;
Максимову Борису Серафимовичу — ст. механику БМРТ;
Мельникову Виктору Михайловичу — капитану СРТ;
Маркову Вадиму Васильевичу — электромонтеру энергоцеха;
Мазуркевичу Юрию Рихардовичу — мотористу CРTP-9110;
Музыченко Анне Ивановне — инженеру-нормировщику отдела научной организации труда и зарплаты;
Николаеву Александру Константиновичу - капитан-наставнику
Неллис Мелание Юханнесовне - инженеру цеха орудий лова;
Новикову Владимиру Михайловичу – береговому матросу службы эксплуатации флота;
Никкель Вивиане Аугустовне - ст. бухгалтеру цеха орудий лова;
Неллису Вярди Иоханнесовичу - боцману МБ "Тугев";
Николаевой Араксе Вартановне — ст. инженеру отдела кадров;
Настенко Даниле Максимовичу - мастеру по обработке рыбы БМРТ;
Николаевой Александре Васильевне - повару НБ-3;
Наконечному Михаилу Родионовичу - машинисту РМУ БМРТ-368;
Орешниковой Дарье Герасимовне - радиооператору I кл. радиоцентра;
Ордэн Владиславу Ильичу - боцману ПР "Аугуст Корк";
Петрову Алексею Кузьмичу — мастеру по обработке рыбы БМРТ;
Процкому Александру Наумовичу — начальнику автобазы;
Перлестику Энделю Эдуардовичу — зам. начальника планово-экономического отдела;
Печериной Марии Федоровне — ст. инженеру отдела материально-технического снабжения;
Писуке Юте Александровне — ст. экономисту цеха орудий лова;
Петраковскому Николаю Михайловичу - пом. капитан-директора по производству БМРТ;
Пилисте Аманде Тынисовне - зав. центральным складом цеха орудий лова;
Пальясмаа Меери Густавовне — сетевязальщице цеха орудий лова;
Поопуу Акселю Александровичу – ст. механику земснаряда «Эндла»;
Пьянову Виктору Ивановичу - механику-наладчику БМРТ;
Петрову Ивану Трофимовичу - матросу I кл. СРТ-4282;
Паутову Сергею Афанасьевичу — пом. капитан-директора по производству БМРТ;
Райде Эдуарду Михкелевичу — зам. начальника планово-экономического отдела
Рейметс Асте Хансовне — швее цеха орудий лова:
Рамяла Олеву-Михкелю Михкелевичу — ст. пом. капитана МБ «Тугев»;
Рыбак Георгию Викторовичу — капитану МБ «Тугев";
Ряхн Хансу Иоханнесовичу - капитану ТН «Креукс";
Раккасельг Хельге - камбузнице ТР "Hapвский залив»;
Ратушняк Николаю Ивановичу — повару I кат. CPTP-9097;
Русаеву Владимиру Ивановичу — электрику CPTP-9027;
Рощину Павлу Ивановичу — пом. капитан-директора по производству БМРТ;
Сафонову Александру Васильевичу - морскому инспектору;
Солдатову Александру Петровичу — морскому инспектору;
Скучалину Юрию Фотиевичу — главному штурману;
Склярову Александру Константиновичу - повару II кат. БМРТ-436
Сахарову Евгению Михайловичу - капитану ТН «Выру»;
Ступину Владимиру Николаевичу — капитану СРТ;
Субботкину Виктору Александровичу — капитану СРТ;
Симонову Артуру Михайловичу — капитану СРТР-9082;
Сенникову Юрию Николаевичу — мотористу I кл. БМРТ-564;
Смыкову Юрию Яковлевичу — кочегару I кл. БМРТ-436;
Сидорову Александру Степановичу — ст. механику МБ «Сулев»;
Степанову Борису Ивановичу — капитану НБ " Тарту»;
Строганову Юрию Николаевичу - ст . механику CPTР;
Сусскому Владимиру Николаевичу — капитану БМРТ;
Самойленко Владимиру Григорьевичу — повару БМРТ-246;
Стрижаченко Василию Николаевичу — рефмотористу БМРТ-536;
Труупыльд Лехте Яновне — упаковщице цеха орудий лова;
Тынтсу Юрию Александровичу — слесарю цеха орудий лова;
Торопову Михаилу Георгиевичу — матросу I класса БП-2
Тынисаар Эриху Августовичу — плотнику мастерских порта;
Тыэвялья Вильме Иоханнесовне - начальнику земкаравана "Эндла";
Ткачеву Василию Корнеевичу - II механику СРТ;
Токмакову Валентину Егоровичу - капитану-флагману;
Тапанец Николаю Петровичу - кочегару II кл. БМРТ-474;
Томберг Иоханнесу Хейнриховичу - начальнику морской радиологической и технологической инспекции;
Токарчук Николаю Михайловичу - повару СРТР-9122;
Уркунову Владимиру Андреевичу - капитан-наставнику;
Улисову Николаю Николаевичу - матросу I кл. БМРТ-489;
Урсакию Архипу Сергеевичу - рефмотористу БМРТ-564;
Ундзенас Лидии Ивановне - работнице бюро пропусков ВОХР;
Федоренко Георгию Николаевичу - ст. мастеру по добыче рыбы;
Флорену Аали Яновичу - боцману ТБ "Лембит";
Федорову Николаю Петровичу - механику-наставнику;
Хаависту Освальду с. Наталии - ст. матросу БМРТ-227;
Хорохонову Сергею Владимировичу — начальнику отдела добычи;
Чеснокову Николаю Александровичу - капитану БМРТ;
Шапошникову Михаилу Яковлевичу - боцману CРТ-4344;
Шелудякову Дмитрию Михайловичу — начальнику радиостанции;
Юрику Арво Васильевичу — машинисту РМУ БМРТ-355;
Яаниоргу Антсу Аугустовичу — повару БМРТ-227:
Витязеву Василию Васильевичу — капитану ПР "Альбатрос";
Роману Карлу Карловичу — капитану ТР «Бриз";
Сиемеру Акселю Хербертовичу - капитану ПБ «Рыбак Балтики»;
Тамму Фридриху Михайловичу - капитану БМРТ-227;
Лысенко Юрию Демьяновичу - капитану БМРТ-333;
Ярных Николаю Петровичу - ст. помощнику капитана ТР "Саяны";
Храмцевичу Богуславу Владимировичу - председателю базового комитета профсоюза ЭРПО "Океан".
ПОД БЕЛО-СИНИМ ВЫМПЕЛОМ – 04 04 1972
МАЛЕНЬКИЙ "океановский" извоз-чик БП-2 хорошо примелькался на перевозе «северная — южная». Скоро он вновь возобновит свои регулярные рейсы. А пока... Неторопливо снует он между ремонтирующимися судами, швартуется к какому-либо из них, и тогда на вымпеле бота разворачивается бело-синий вымпел — "Работают водолазы» Да, именно с ними и трудится экипаж БП-2, где капитаном В. В. Завьялов, а боцманом - В. Т. Елагин. Катер водолазов ВРБ-1 пока на ремонте.
Ни одно судно после рейса не избежит подводного осмотра. Поврежден ли винт, в порядке ли бортовые кили... Вот и снует маленький бот по акватории порта.
Старший водолаз Николай Басалыга осматривает винт СРТ-4590. Несколько погружений необходимо провести, чтобы установить характер повреждения капролоновой втулки. Но вот, сразу заблестев на солнце, из мутной воды появляется желтый шар шлема. Товарищи помогают Н. Басалыге освободиться от скафандра. Пожалуй, невозможно справиться без посторонней помощи. Трудно и работать. Ведь трехболтовое водолазное снаряжение весит более 60 килограммов. 60 метров — максимальная глубина для такого костюма. Правда, в нашем рыбном порту такие провалы не зафиксированы, Николай ниже трехметровой отметки сегодня не погружался. Тем не менее, продолжительность работы не должна превышать двух часов. Но осмотр винта и замеры втулки уже закончены, старший водолаз рассказывает ремонтникам о состоянии механизма. Опасения представителя СРЗ оказываются обоснованными — для ремонта судно необходимо поставить в док.
Часами, проведенными под водой, исчисляется у водолазов стаж работы. Леонид Иванович Волков разменял их уже шесть тысяч. И 25 лет — срок не малый. И вот теперь, после службы в армии, трудится он в составе водолазной команды нашего объединения.
Третий подводник Иван Павлюченко тоже своего рода ветеран. Он пришел на берега Пальяссааре, когда на полуострове, кроме нескольких частных домиков и огородов, ничего не было. А на южную сторону при желании переходили вброд.
Пришли землечерпалки. Работы было много. Иван поднимал затонувшие корабли, их боезапас... На северной — там, где швартуются сейчас гиганты нашего флота — "Станислав Монюшко", "Фридерик Шопен", "Иоханнес Варес", — подтаскивали к берегу и резали на переработку остатки потопленных в войну судов. Пришлось помогать и землечерпалкам. Ничего не могли они поделать с многотонными валунами, которыми буквально усыпано дно будущего рыбного порта. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы обнаружить эти каменные глыбы в мутной воде. Потом уже к ним подводили тросы и на смену водолазам шли подъемные средства.
А был и такой случай. "Иоханнес Варес» стоял на рейде. 3амеры глубин показывала, что заходить в порт самому глубоко сидящему пароходу небезопасно. Но и глубина в порту была достаточной. Заместитель капитана порта Н. Н. Балакшин, занимаясь гидрографическими работами, обнаружил канал шириной 24 и глубиной 6,4 метра. По нему 27 июля 1963 года лоцман Ю. В. Островский впервые ввел в порт сухогруз «Академик Павлов», а через некоторое время — и плавбазу «Ян Анвельт».
А 1 июня 1964 года впервые встал у стенки флагман рыболовного флота Эстонии «Иоханнес Варес». Его провел лоцман Э. К. Кальберг. Однако подобные «прогулки" все же оставались небезопасными для нового парохода. Что-то препятствовало судоходству в воротах гавани. Приезжие специалисты тщательно обследовали дно, но ничего не обнаружили. Ивану Павлючен-ко ничего не' оставалось, как с товарищами-подводниками взяться за поиски. И они оказались успешными. Поперек предполагаемого фарватера лежали, потопленная в войну, самоходная баржа "Комета" и часть секции дока. Когда началось строительство подходного канала, "Комету" и секцию подняли и разрезали. А 7 ноября 1964 года канал вступил в эксплуатацию.
Много работы у наших подводников. Ведь, приходящие из рейсов суда надо осматривать все без исключения. А когда под воду уходит один — остальные должны быть наверху. Возлагаются на «службу Нептуна" и ремонтные работы — слесарные, сварка, монтаж акустических приборов для промысла, осмотр причалов, подводная очистка судов. Это очень трудоемкое занятие, особенно в непрозрачной воде, когда, кроме аппарата, надо держать в руках и лампу.
На этой операции неплохо использовать акваланг, но он не подходит к эксплуатации в зимнее время. Да и летом вода Балтики теплом не балует. Баллоны акваланга требуют специального компрессора с большим давлением. Так что приходится чистить днища в трехболтовом снаряжении.
Полку подводников ЭРПО "Океан» недавно прибыло. Четверо ушли на промысел. Есть матросы-водолазы и на спасательном буксире «Ураган». А руководство СРЗ решило обзавестись своей водолазной командой.
Трудная профессия у Н. П. Басалыги, И. И. Павлюченко, Л. И. Волкова, трудная и отважная, не чуждая романтики. И о ней не забывают эти люди, занимаясь ежедневно любимым и необходимым делом. И совсем некстати обидели недавно водолазов — по разнарядке перевели в береговые работники. И вот теперь, когда начинают товарищи-матросы по ВРБ-1 или БП-2 жевать сухой паек, бегут подводники на берег, в столовую.
Или разворачивают принесенные из дома бутерброды. Но это, конечно, мелочи. Правда, обидные... Спешат, суда с промысла. А в порту к ним швартуется маленький бот. Сегодня это временно БП-2, завтра - снова ВРБ-1. И разворачивается по ветру бело-синий вымпел...

О. ОППЕНГЕЙМ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- старший водолаз Н. Басалыга, закончил подводные работы, поднимается на борт БП-2.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Водолаз И. Павлюченко помогает товарищу снять шлем трехболтового водолазного снаряжения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Шлем снят - можно и отдохнуть.

Фото автора
Здравствуй, «Иоханнес Семпер»! - 05 02 1972
- Пристегните ремни. Приготовьтесь к посадке. Мы прибываем в Дакар - столицу Сенегала. Температура воздуха в Дакаре плюс 40 градусов. Вас обслуживали... — разносится по салонам самолета.
Плюс сорок... И это после холодной сентябрьской ночи!
Многие из подменного экипажа БМРТ-564 "Иоханнес Семпер" впервые в Дакаре, и поэтому все прильнули к иллюминаторам. Вначале показались островки. С высоты они совсем крошечные, а океанские пароходы — как макеты на голубой глади. Небольшой скалистый островок Горе. На протяжении нескольких веков он был центром работорговли в Западной Африке. Мрачная и неприглядная история острова вызывает огромный интерес туристов всего мира...
Наш путь лежит не туда, но это нас мало огорчает. Разворот — и под нами Дакар. Древний город вырос, словно из воды. В глаза бросается множество остроконечных мечетей, которыми буквально утыкана столица. Невольно слышишь молитву муллы, призывающего верующих отдать должное аллаху... Вот аэропорт, а невдалеке на вершине, словно хищник, примостилась тюрьма.
По Гринвичу 16.00. "ИЛ-62» вздрагивает, касаясь посадочной полосы. Позади перелет Таллин-Ленинград — Москва — Дакар. Попадаем в объятия солнца, влажного спертого воздуха. Быстро освобождаемся от пиджаков и свитеров. Они хорошо послужили нам в прохладных салонах самолета.
Стюардессы, привычные ко всему, не оглядываясь, словно это в Быково или Шереметьево, торопятся в здание аэропорта. Длинная вереница экипажа движется вслед за ними. Немного в сторонке от огромных современных лайнеров всевозможных авиакомпаний маленькие одноместные спортивные самолеты. О чем-то спорят чернявая стюардесса и полногубый негр-летчик.
К нашему "ИЛ-62" подруливает "американец" и, остановив моторы, затихает. Наш самолет выглядит элегантным, модным франтом по сравнению с тупорылым сигарообразным лайнером американской авиакомпании. Американцы - всюду. Белозубые, улыбающиеся супермены с неизменными белокурыми девицами - спутницами жизни, смотрят с реклам и предлагают купить жевательную резинку или же чудодейственный напиток «Кока-кола». Этот же парень призывает к тому, чтобы курили сигареты американского производства, потому что... реклама, реклама...
Одиннадцатую годовщину своей независимости отмечают граждане Республики Сенегал. 20 августа ежегодно взвивается в торжественной обстановке флаг республики. Независимость... Об этом мечтали долгие годы сенегальцы. И она пришла. В здании аэропорта шумно. Мимо проходит наряд народной полиции. Ожидается прилет видного государственного деятеля. Получаем багаж и выполняем таможенные формальности. В аэропорту нас встретили советские представители в Сенегале, администрация старого экипажа судна. И хотя мы только-только из Союза, встреча с советскими людьми доставляет радость.
Получаем паспорта моряков, и нас приглашают на погадку в автобусы. Нестерпимая духота и девятичасовой перелет дают о себе знать. Скорее бы добраться до судна... Водитель-негр, не поворачивая головы, дал сигнал и мы поехали.
Начался дождь, а потом он перешел в ливень. Потоки воды образуют на дороге огромные лужи. Мелькают пальмы, участки земли, где трудятся люди, не обращая внимания на ливень. Однообразный ландшафт сменяется убогими хижинами и какими-то однотипными, одноэтажными зданиями, со стороны напоминающие строго поставленные кубики-ульи.
Окраина города... Вода образует на улицах реки, по которым плывет всевозможная домашняя утварь и мусор, видимо, в направлении порта.
Ливень загнал жителей под навесы магазинов, лавок и домов. Они улыбаются нам, приветливо машут руками. Слышны русские слова. Эти улыбки гораздо приятнее про-мокших до костей полицейских и серой дороги из аэропорта в город. . .
Порт. Автобус проскакивает наше судно, но мы сразу же отмечаем оплошность водителя-негра криками и жестами. Он улыбается. Нас уже ждут. Невзирая на ливень, почти вся команда высыпала на палубу. Смех, шутки. А нам немножко грустно от того, что уже скоро эти ребята попадут в объятия родных, а мы будем далеко в море. И приятно, ведь мы те, кого с нетерпением ждали и которым рады.
Что ж, будем знакомы, «Иоханнес Семпер», наш дорогой советский островок, наш новый дом, на шесть долгих месяцев!

Б. КОРОБЕЙНИК, наш корр.
Дакар — промысел. Декабрь 1971 года.
ТР "Ханс Пегельман". МЫ РАБОТАЕМТ С КИТОБОЯМИ - 22 01 1972
НАШИ ЧИТАТЕЛИ ПОМНЯТ, ЧТО В КОНЦЕ 1971 ГОДАТРАНСПОРТНЫЙ РЕФРИЖЕПАТОР «ХАНС ПЕГЕЛЬМАН" ОТПРАВИЛСЯ В НЕОБЫЧНЫЙ РЕЙС - К БЕРЕГАМ АНТАРКТИДЫ. РЕЙС НЕОБЫЧЕН, И НЕСТОЛЬКО СВОЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ - ДВЕСТИ СУТОК ПРOBЕДУТ МОРЯКИ В ДАЛИ ОТ РОДНЫХ БЕРЕГОВ — СКОЛЬКО НАЗНАЧЕНИЕМ. ЭКИПАЖ «ПЕГЕЛЬМАНА» ОБСЛУЖИВАЕТ КИТОБОЙНУЮ ФЛОТИЛИЮ "ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ». ДОЛГОЕ ВРЕМЯ МЫ НЕ ЗНАЛИ О ТОМ, КАК ПРОХОДИТ ЭТО ИНТЕРЕСНОЕ ПЛАВАНИЕ. НО ВОТ НА ДНЯХ В РЕДАКЦИЮ ПРИШЛО ПИСЬМО ОТ ПЕРВОГО ПОМОЩНИКА "ХАНСА ПЕГЕЛЬМАНА" Н. ЮЖАКОВА. НИЖЕ МЫ ПУБЛИКУЕМ ЕГО РАССКАЗ О ПЛАВАНИИ СУДНА В СОСТАВЕ КИТОБОЙНОЙ ФЛОТИЛИИ. В КОНВЕРТ Н. ЮЖАКОВ ВЛОЖИЛ ЛИСТОК КАЛЕНДАРЯ, ДАТИРОВАННЫЙ 6 ДЕКАБРЯ 1971 ГОДА. ИМЕННО В ЭТОТ ДЕНЬ БЫЛО ОТПРАВЛЕНО ПИСЬМО.

ОТКРОВЕННО говоря, когда транспортным рефрижератор "Ханс Пегельман" под командованием капитан-директора X. А. Тоомингаса вышел из Таллина в свой необычный рейс, мы очень смутно представляли, что же нас ждет впереди. Во-первых, в таком рейс шли впервые, во-вторых, сама специфика работы в составе китобойной флотилии нам была неизвестна.
После захода в Калининград, где мы взяли на борт некоторые грузы для флотилии, кое-что прояснилось: мы узнали, что нам предстоит работать с коллективом, которым много раз прославил себя успешным промыслом в суровой Антарктике, добывая продукцию, имеющую исключительную ценность для народного хозяйства страны. Узнали мы также, сколь многое будет зависеть и от нашего экипажа, призванного обеспечить четкую и слаженную работу во время грузовых операций, сохранность принятой с китобазы мороженой продукции.
Поэтому на переходе осуществляли ряд мероприятий, нацеливающих личный состав в этом направлении. Судя по выступлениям на партийном, профсоюзном и комсомольском собраниях, моряки уяснили свою ответственность и были настроены по-боевому. Разумеется, и при обсуждении Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования» наши конкретные выводы и меры учитывали предстоящую работу в Антарктике.
НОВОТ ПЕРЕХОД позади. Первая швартовка. Капитан-директор Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» В. В. Неболюбов пригласил представителей руководства нашего экипажа на борт китобазы. Нас встретили сердечно, внимательно, гостеприимно. Состоялся деловой разговор, во время которого мы получили детальные указания по нашей совместной работе. Когда возвратились на свое судно, рассказали личному составу о предстоящих задачах.
Обычно рефрижератор, обслуживающий китобоев, участвует в разведке скопления китов. Это не только необходимость, но и своеобразная традиция. И наши моряки охотно и единодушно решили к ней присоединиться. Но как вести эту необычную для нас работу? В решении этой проблемы нам очень помог опытнейший промысловик, ныне госинспектор по китобойному промыслу В. М. Мишин, командированный с китобазы на рефрижератор (за это, кстати, все мы очень благодарны руководству флотилии). Вадим Михайлович провел три беседы с нашими моряками, рассказал об истории развития советского китобойного промысла, о практической стороне нынешней работы в Антарктике, доходчиво объяснил каждому, как вести поиск китов. на что обращать внимание, как лучше организовать наблюдение силами подвахты. Ценно, что В. М. Мишин делился своим личным богатым опытом, и поэтому его наставления имели особую убедительность.
Составили график для наблюдателей. 60 человек (это подавляющая часть экипажа) были расписаны так, что обеспечивали наблюдением все светлое время летних антарктических суток. По образцу, который захватил с собой Вадим Михайлович, сделали деревянные ручники для биноклей. И первая же разведка принесла свои плоды. Особенно "урожайным" был день когда третий помощник капитана Вяйко Нуутер обнаружил большую группу кашалотов. Буквально на другой день отличились в наблюдении матрос Александр Терещенко и повар Николай Войченко. Через некоторое время, героями дня стали рефмеханик Борис Бараз и моторист Михаил Карташев...
Успешно налаживается и наша основная работа — с каждым подходом растет результативность перегрузочных операций. Все это позволяет сказать, что экипаж "Ханса Пегельмана" вместе со своими товарищами ( с китобоев обеспечит выполнение сложных задач антарктического рейса.
А СОВСЕМ НЕДАВНО нашему экипажу представилась возможность побывать в порту Монтевидео (Уругвай), куда мы заходили с целью приобретения для экипажей китобойной флотилии и себя лично скоропортящихся продуктов. Можете себе представить сервировку наших новогодних праздничных столов: спелые ароматные помидоры и огурцы, свежие овощи и душистые фрукты — это зимой-то! Находясь сейчас вдали от Родины, моряки не только хорошо трудятся, но и весело отдыхают. Так, на судне готовится новогодняя программа художественной самодеятельности, которую возглавляют комсомольцы Николай Молдавчук, Николай Пиголь, Юрий Грановский, Георгий Вилюмовский. И надо справедливо отметить, что у этих молодых людей все хорошо получается - это настоящие артисты. Наши зрители всегда их принимают радушно, с любовью, они по праву этого заслуживают.

Н. ЮЖАКОВ первый помощник капитана «Ханс Пегельман».
Антарктика.
ТР "Ботнический залив». Испытание - 01 01 1972
Еще совсем недавно мы с увлечением читали о пыльных бурях на далеком и загадочном Марсе. А на днях наши края навестила буря чисто земная. Ветер на своем пути к нам достиг ураганной силы. Подобная стихия всегда несет испытание. Так было и на этот раз.
... Утром, 22 декабря, ураганным ветром были порваны кормовые швартовые концы стоящего у северной стороны причала транспортного рефрижератора "Ботнический залив". Большая парусность кормы, невозможность маневрирования грозили судну бедой.
Сигнал тревоги прозвучал одновременно на судне, на работающих здесь трех буксирах, и береговых службах. Успех дела зависел от четкой взаимосвязи этих трех звеньев. И эта связь была осуществлена. Виктор Иванович Страшнов, старший диспетчер портофлота, рассказывает:
— Уже вечером я был. озабочен возвращением буксира "Лембит», который должен был привести баржу из Пярну на ост ров Рухну. Мы, диспетчера порта, все это время держали с ним самую тесную вязь. Эта озабоченность и привела меня ночью на службу. К счастью, с "Лембитом" все обошлось благополучно. А здесь вдруг такое.
Случай с "Ботническим заливом» выявил много замечательных людей. Работали все самозабвенно, с огромной выдержкой, без суеты и паники. На борту рефрижератора работы возглавил капитан В. Ставрович.
С помощью трех буксиров — «Тугева", "Трийги" и "Сулева», — умело осуществивших сдерживание дрейфа кормы судна, возглавляли также капитаны Г. Рыбак, О. Ойкимус и штурман Э. Калинд. Операция закончилась в два часа дня швартовкой судна на старое место.
Особенно отличились люди "Сулева». Более двадцати часов непрерывно несли вахту штурман Э. Калинд, механик А. Сидоров и матрос Ю. Ярвекюльг. Доброго слова заслуживает и дежурный диспетчер портофлота Ю. Смирнов. Он проявил большую находчивость и смекалку. С "Ботнического залива» никак не могли добросить до берега бросательный конец: ветер каждый роз после очередного броска уносил его назад. Он предложил подать этот конец с берега. И вот связаны несколько бросательных концов, позаимствованных у других судов. А в остальном уже ветер был помощником. Словом все, кто был причастен к этой операции, заслуживают похвалы.

Я. ТАЛАСОВ.
Бангладешцы учатся – 09 10 1973
В развитии рыбной промышленности республики Бангладеш большим событием явилось начало занятий в учебном центре. Шестнадцать специалистов среднего звена, закончив производственную практику по программе, составленной нашими специалистами на судах, с большим интересом слушают сейчас лекции. Их читают преподаватели рыболовной группы Министерства рыбного хозяйства СССР.
Среди учащихся — семь инженеров-механиков, пять радиоспециалистов и четыре тралмастера. Многие из них получили знания в высших учебных заведениях и колледжах, имеют практический опыт работы на судах. Но самый, пожалуй, ценный багаж они приобрели, окончив практические занятия и работы на судах, переданных в дар молодой республике. Своим опытом поделился начальник радиостанции СРТР «Чанда» Геннадий Варша. Он много сделал для того, чтобы его ученик Мустафа приобрел хорошие знания. Большая работа по подготовке будущих местных специалистов велась на СРТР "Чингри». Флагманские специалисты П. Железю и Г. Гартман много времени уделили оборудованию кабинетов учебного центра.
Стенды, монтажи поисковых приборов и радиотелеграфной техники, образцы ламп и радиоустройств являются полезными пособиями для обучения.
Учеба ведется на английском языке. В начале обучения будет дано представление о мировом рыболовстве, его методах и путях развития, техники, применяемой здесь, и основных процессах производства рыбной продукции. Число слушателей будет возрастать: прибавятся группы штурманов, рыбмастеров, электромехаников, боцманов и матросов среднетоннажного флота.
Советским специалистам готовится достойная смена из местных кадров. Наши рыбаки оставят о себе добрую память, заложив основы для развития рыбной промышленности молодой республики Бангаладеш.

В. АНУРОВ.
п. Читтагонг.
ТР "Иней". Здравствуй, Нигерия! - 15 09 1973
ТАМ, ГДЕ МЫ БЫВАЕМ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Взяв груз мороженой рыбы, транспортный рефрижератор «Иней» покинул район промысла. Путь его лежал к берегам молодой развивающейся республики Нигерия. Свыше 50% личного состава экипажа впервые делали заход в африканский порт. Были и новички в рыбном флоте, но это не помешало загрузиться в срок и взять сверхплановый груз. Во время перехода очень нелегко приходилось ребятам из машинной команды: жара в машинном отделении достигала 50°. Только вахта за вахтой, сутки за сутками, иногда терялся счет времени, только даты да широты напоминали о нем.
На пятые сутки показался африканский берег. До боли глаз всматривались мы в землю, и вот судно вошло в один из рукавов устья реки Нигер. Мы были зачарованы девственной растительностью, опоясавшей берега реки. Кое-где так и врываются контрасты, африканские деревни, хижины на сваях, каменные коттеджи, деревянные джонки, снующие по реке целыми стаями, и быстроходные катера. Словно часовые встали по берегам реки буровые вышки. Через 3 часа хода по реке ошвартовались у стенки. Мы прибыли в Порт-Харкорт.
Обычные процедуры: таможенный досмотр, власти, встреча с представителями фирмы и разгрузка судна. На следующий день свободные от вахт ступили на эту землю, в наше первое увольнение.
Осмотрев и познакомившись с городом (Порт-Харкорт представляет собой одну улицу, протянувшуюся на десяток километров), мы вернулись на судно.
Здесь нас ждали гости. Оказывается, студенты местного колледжа, узнав о прибытии советского судна, захотели познакомиться с жизнью наших моряков и посмотреть суд но. Перед началом осмотра первый помощник капитана рас сказал гостям об истории судна, его традициях, про объединение «Океан», о нашей республике. Гости получили литературу на английском языке, рассказывающую о жизни советского народа. В красном уголке судна очень долго рас сматривали они «Уголок спасенных», организованный комсомольцами в память о спасении испанской шхуны "Мария дель Кармен». По окончании осмотра гостям были показаны фильмы «Под флагом Родины» на английском языке и "Не уловимые мстители».
Очень довольные, они покидали паше судно, унося с собой массу приятных воспоминаний. На память о посещении они оставили в книге отзывов слова благодарности.

В. РЫЖКОВ старший моторист транспортного рефрижератора "Иней".

Фото автора.
НА ПОМОЩЬ ПРИШЕЛ "ИНЕЙ" - 04 09 1973
Транспортный рефрижератор "Иней", сдав груз кальмаров в испанском порту Марин, уходи на промысел. На причале собралось свыше сотни жителей этого небольшого городка с населением в 5 тысяч жителей, расположенного у побережья Пиренейских гор.
С каждым годом растут "симпатии простых людей за рубежом к нашей стране. И мы, моряки, часто бываем тому свидетелями. Каждый день, особенно по вечерам, шли жители городка посмотреть наше судно, встретить-ся с советскими моряками. Мне особенно запомнился один случай, когда пожилой испанец подошел к нашему судну, снял свой берет и молча поклонился нашему флагу. На глазах у него были слезы. Кто он, большой друг нашей страны? Может быть, один из тех, кто вместе с "руссо" плечом к плечу в интернациональных бригадах защищал Мадрид?
А с пирса неслось «Вива руссо!" 'Гак прощались с нами жители испанского городка. Многие из них получили памятные сувениры, значки. Отсолютовав трое кратным гудком, судно взяло курс в район промысла.
Шли третьи сутки перехода. 4 августа в 04.00 заступила третья вахта. В 05.00 старший помощник капитана А. С. Бирюков заметил взлетевшую ракету. Что это могло быть?
Капитан судна принял решение идти в том направлении, откуда взлетела ракета. В предрассветной мгле очень трудно было что-то обнаружить, если учесть к тому же, что морская стихия не на шутку разыгралась. Даже включенные прожекторы не помогли. Судно делало циркуляцию за циркуляцией.
В 5.50 вахтенный матрос Александр Вяткин обнаружил спасательный плотик. Каково же было удивление экипажа, когда из надувного плотика, полузатопленного водой, поднялись на палубу транспортного рефрижератора «Иней» пять человек, среди них двое женщин.
Пострадавшим была оказана немедленно всевозможная помощь. Трагедия случилась у Канарских островов. Яхта с названием "Мария дель Кармен» шла из южной Испании на Канарские острова. Во время шторма яхта перевернулась и затонула. 27 часов пробыли они на надувном плотике. В разное время прошли в непосредственной близости три судна, но на сигнал ракет никто не обратил внимания... Пострадавшие были доставлены в порт Лас-Пальмас и сданы представителям властей. На память об этом случае они оставили на "Инее" спасательный плотик и спасательный круг с названием яхты.

Е. РЫЖКОВ. секретарь комсомольской организации транспортного рефрижератора «Иней».
СРТ-4451. Румынские моряки спасены! - 15 12 1973
Советскими рыбаками спасен экипаж румынского теплохода «Дембовице» — такое сообщение появилось 12 декабря на страницах газет. В спасательной операции принимали участие два рыбацких судна — литовский БМРТ-259 «Друскининкай» и эстонский СРТ-4451.
Подробности о том, что произошло в море, сообщает в радиограмме капитан СРТ-4451 Ю. Кививяли.
Проходя Ла-Маншем, при шторме 9 баллов и очень крупном волнении наши рыбаки заметили аварийное судно. Это был румынский теплоход «Дембовице» дедвейтом 8300 тонн, порт приписки Констанца. Крен судна на левый борт достигал 50—60 градусов, в любую минуту оно могло перевернуться. Произошло это в результате перемещения груза в трюмах и на палубе.
Большинство экипажа теплохода «Дембовице» покинуло судно на одной шлюпке. Румынские моряки были приняты на борт БМРТ-259, который первым подошел к месту катастрофы.
Остальные члены экипажа в спасательных нагрудниках выбросились за борт. На помощь им пришли рыбаки с обоих советских судов. В бессознательном состоянии, с переломом руки на борт СРТ-4451 был поднят капитан румынского теплохода Константин Траган.
В результате самоотверженных действий советских рыбаков был спасен весь экипаж — 39 человек. Их доставили в ближайший французский порт Брест.
В спасательной операции особо отличились старший помощник капитана Б. Климачев, старший механик И. Кривенков, матрос первого класса Ю. Кощеев, начальник радиостанции У. Пайо, моторист Р. Кипри.
Сейчас СРТ-4451 прибывает в район промысла