Блоги
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВстреча с Александром КАЙДАНОВСКИМ – 13 10 1979
НАШИ ГОСТИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Интересная встреча прошла на днях в красном уголке холодильника. Зрители привыкли видеть артиста Александра Кайдановского в отрицательных ролях. Это и граф Воронцов в ленте «Бриллианты для диктатуры пролетариата», и белогвардеец-налетчик в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» и другие. Сложилось определенное представление о творческом облике артиста. Тем приятнее было встретиться с Александром Кайдановским в жизни. Простой и обаятельный, скромный и человечный — полный антипод сыгранным им персонажам в кино.
Много интересного рассказал артист о своей работе на съемочных площадках. От эпизодических ролей на сцене Ростовского народного театра — до ведущих в популярных кинофильмах. Таков путь артиста.
Александр Кайдановский много говорил о работе над фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих», о мастерстве талантливого режиссера, друга по совместной учебе в театральном училище Никиты Михалкова. В этом фильме, поставленном Н. Михалковым, вместе с Александром Кайдановским заняты популярные артисты Константин Райкин и Юрий Богатырев. В заключение встречи он ответил на вопросы собравшихся, поблагодарил за теплый прием.
На встрече с артистом присутствовали только что прибывшие с промысла моряки ТР «Бриз», ТР «Бора», РПР-1280 и 1281.
В зале гаснет свет и начинается демонстрация фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»...

И. ШПЕРОВ, Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-333 «Юхан Сютисте». РЕМОНТ НА РЕЙДЕ КАЛЬЯО – 29 11 1979
ПРЕОДОЛЕВ огромное расстояние от столицы нашей Родины Москвы, пассажирский лайнер ИЛ-62 М с ремонтным экипажем на борту (капитан-директор В. И. Ткаченко) мягко приземлился в столице Перу — Лиме.
Быстро покончив с формальностями по оформлению прилета, экипаж на автобусах был доставлен в порт Кальяо, на борт БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Не считаясь с усталостью, все активно включились в работу. На прием—передачу оставались считанные часы.
После отъезда старого экипажа в аэропорт Лимы судно вышло на рейд и встало на якорь. Все службы, проведя инструктаж по технике безопасности и технике противопожарной безопасности, приступили к дефектации и ремонту двигателей и судового оборудования.
Ремонтными работами по механической части непосредственно руководил старший механик Владимир Волков, корпусными — старший помощник капитана Александр Максимов. Сочетая накопленный опыт ремонта с правильным ежедневным планированием и расстановкой личного состава, проявляя изобретательность, рабочую смекалку и дисциплинированность, экипаж, не считаясь со временем, произвел саморемонт судна и его электромеханической части в сжатые сроки. Тем самым был обеспечен своеременный выход судна на промысел,
— После разборки главного двигателя и обмера деталей движения, — сказал второй механик Владимир Памшев, — мы столкнулись с трудностями: две цилиндровые втулки подлежали замене, температура опорных подшипников валолинии намного превышала эксплуатационную. Проверить центровку валолинии сложно, да и в наших условиях невозможно из-за отсутствия необходимого инструмента. Мы сделали все возможное: произвели ревизию и ремонт подшипников, сальникового уплотнения, чистку водяных охлаждающих полостей и трубопроводов. После этого температура подшипников снизилась до допустимой.
Вся машинная команда работала хорошо, но особенно хочется отметить старательную и грамотную работу слесаря Ивана Судженко, мотористов Леонида Стогнушенко и Александра Касьяненко. Кстати, они неоднократно работали в экипаже РПК-1 и имеют достаточный опыт по ремонту двигателей и другого технического оборудования.
На мой взгляд, машинная команда подобралась боеспособная, инициативная, дружная.
— Как уже было сказано выше, — продолжил рассказ старший помощник капитана Александр Максимов, — объем работ по корпусной части был большой, а поэтому и ежедневная нагрузка на каждого матроса была немалая. Особенно хочется отметить работу старшего матроса Петра Пахлана, кстати, он ветеран нашего объединения, и матроса первого класса Сергея Иванова. Все работы они выполняли качественно и быстро.
Объем ремонтных работ составил более 8000 часов. Личный состав относился к работе добросовестно, не считаясь с личным временем, проявляя рабочую смекалку, используя уже накопленный опыт по ремонту механической части судна.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти мастера ЭРНК Алексея Романовича Драй. В МАСТЕРСКОЙ МАСТЕРА – 15 11 1979
• ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА •
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза, когда входишь в мастерскую по ремонту навигационно-штурманских приборов, расположенную в электрорадионавигационной камере, что на южной стороне рыбного порта — это обилие света и море. Море за всеми окнами, оно как будто и начинается отсюда, от стеллажей, полок, стендов, уставленных морскими приборами: барографами, звездными глобусами, пеленгаторами, секстанами, компасами всех, систем, хронометрами, секундомерами, морскими часами...
В ремонтной группе пять человек. Руководит ею мастер Алексей Романович Драй, бывший военный моряк, минер. В феврале этого года он отметил свой пятидесятилетний юбилей, а сейчас, в ноябрьские дни, исполняется 13 лет, как он пришел работать в наше объединение. Навигационная камера была тогда, можно сказать, в зачаточном состоянии. Пришлось все поднимать до нужного уровня, самому готовить себе помощников. Один из учеников, Николай Юхансон, работающий и сейчас бок о бок с мастером, повысил уже свой разряд до 6-го. Другие, правда, поразъехались, кто в Пярну, кто в рыбацкие колхозы. Всюду нужны специалисты. Другой ученик, Анатолий Алфимов, пошел в море вторым штурманом, и теперь сам уже на ходовом мостике БМРТ наставляет коллег, как нужно обращаться с приборами, чтобы они не обрастали «морской пылью».
У Алексея Романовича тоже был свой учитель. Реджинальд Францевич Жуковский, бывший красный партизан, потом моряк. От него унаследовал Алексей Романович спокойствие душевное и серьезное отношение к любому делу. «Минер ошибается один раз в жизни» — любил повторять учитель, и эта фраза запала в память навсегда, воспитала в характере ту жилку ответственности, которая и теперь, когда Алексей Романович имеет дело с сугубо мирными предметами, дает о себе знать.
Тогда, после войны, сколько было на Балтийском море мин! Попадались, как клецки в супе. И ударные, и магнитные, и акустические. Коварный враг! Молчаливый и хитрый. И его можно было победить только уверенностью в себе и спокойствием. Много обезвредил Алексей Романович таких молчаливых врагов, приходилось спускаться под воду. В 1955 году был награжден за свой героический труд орденом Красной Звезды.
И вот мы в мастерской навигационно-штурманских приборов. Ходим от стеллажа к стеллажу, как в библиотеке. И о каждом приборе мастер может рассказать что-нибудь свое.
— Вот приборы с буксира «Лембиту». Б прекрасном состоянии!... А за другие иногда сердце болит. Пеленгаторы оставляют в море на крыльях мостика не зачехленными. А там — дождь, снег, туман. Прибор начинает жечь коррозия. Неужели трудно смазать, и будет все в порядке... Вот моряки с РМС «Дербент» управления «Мангышлакрыбфлот», пришли с Каспия, принесли на проверку магнитные компасы. В одном вместо спирта — непонятно какая жидкость. Краска внутри компаса отстала хлопьями. Таким мне всегда хочется сказать: эх, моряки, моряки! Как же вы относитесь к прибору? Придет время, и он отплатит вам тем же! Море шутить не любит!... Больше всего времени отнимают такие компасы: 15 суток нужно выверять, регулировать. А на профилактику уходит всего час.
Алексей Романович показывает новинки техники: каллиматоры для выверки биноклей, автокаллиматоры для оптики, секстанов, для выставления нулевых точек зеркал. Другой прибор проверяет секстан по всей шкале, ибо малейшая неточность в астрономических наблюдениях дает ошибку на карте. У прибора — светящийся экран.
— Это наше собственное изобретение, — шутит Алексей Романович. Но видно, что за шуткой кроется гордость своим делом.
— Вместе с Александром Капиносом с участка РЛС сконструировали электронные часы, счетчики для проверки и сличения хронометров. Идемте, глянем!...
Заходим в другой кабинет. Сплошное «тиканье»: всюду часы, хронометры, секундомеры... Алексей Драй включает радио, ловит на 8 килогерц Москву, включает ждущий мультивибратор, и электронный счетчик начинает подсчитывать разницу между московским временем и показанием хронометра до долей секунды. В море этим заниматься некогда. Нужно здесь, на берегу, все проверить и привести в нормальное состояние.
— Я как понимаю дело, — продолжает свой рассказ Алексей Романович, — для общей цели не жалко времени. Поясню. Когда нужно, сам иду к знающему человеку. Потому что лучше семь раз отмерять...
А таких не понимаю, которые, если случилась поломка, авария, стараются или скрыть ее, или обмануть. Лучше вовремя вскрыть недостаток, чем замалчивать. Рано или поздно он сам заявит о себе. И сыновьям своим тоже прививал эту науку...
У Алексея Романовича два сына, и оба тоже связали свою судьбу с морем. Один работает рыбмастером на БМРТ-333 «Юхан Сютисте», другой служит в Военно-Морском Флоте. — Но не хлебом единым жив человек, — говорит Алексей Романович. — Вот занимаюсь стенгазетой, избрали в редколлегию...
Есть еще одно увлечение у этого человека. Театр. И не то, чтобы только ходить на премьеры, нет — Алексей Романович актер народного театра при Доме офицеров флота. Много разных ролей сыграл он за 22 года работы в этом творческом коллективе. За роль Чуфарова в «Барабанщице» А. Салынского А. Драй получил грамоту. В пьесе А. Коломийца «Голубые олени» он сыграл санитара. Амплуа у актера не ярко выраженное, а, как он сам говорит, контрастное. Сейчас народный театр работает над постановкой пьесы «Круги замыкаются» И. Лазутина и композиции «У времени в плену" А. Штейна. В первой Алексею Романовичу доверена роль комиссара военкомата, человека положительного, во второй — роль Сиплого из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Так же серьезно, как в любом деле, А. Драй работает и над ролью. Пишет биографию своего героя, изучает сопутствующий пьесе материал.
За широкими окнами мастерской прекрасный вид на порт, на море, на корабли у причалов и на рейде. Впечатление такое, что как будто находишься на каком-то огромном корабле, на его капитанском мостике, будто этот корабль вышел в большое плавание, и коренастая фигура мастера здесь воспринимается так же уместно, как и капитанская.
Все те чуткие приборы, которые проходят через руки мастера, в море, в далеком плавании служат морякам надеж-нон гарантией, что судно на правильном курсе. Не зная этого, как можно быть уверенным в успехе предприятия, как можно быть уверенным, что Родина получит нужные тонны продукции, в срок и высшего качества.
Человек, который уверен в своих силах и знает, что он на верном пути, не станет перекладывать ответственность на чужие плечи, это против нашей совести, против совести коммуниста.

В. РОЩЕНКО. Фото В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Сергея Владимировича Хорохонова. ВОСХОЖДЕНИЕ – 06 11 1979
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

САМОЕ время начать бы писать историю объединения «Эстрыбпром». Повод — лучше не придумать: не только мы — вся республика готовится отметить 25-ю годовщину начала океанического промысла рыбаками Советской Эстонии. То есть рыбаками Эстонского производственного управления рыбной промышленности, как называлось четверть века назад наше объединение, а до недавнего времени — «Океан».
Ну, история — пожалуй, чересчур громко: что такое 25 лет? Скажем скромнее— биография объединения. Как её писать? Проще простого — по архивным документам: тогда-то наши суда вышли впервые в океан, заветную Атлантику, на столько-то выполнили план и т. п. Ан — скучно, протокольно... Не лучше ль, не интереснее ли проследить биографию объединения через биографии тех людей, чьи судьбы «в единую слиты» с судьбой «Эстрыбпрома»? Признаем, что в горячке и текучке дел, суете сует, от которых никуда не деться, мы до обидного мало и редко, разве что походя, вспоминаем об этих людях — ветеранах объединения и пионерах океанического промысла. На чью долю, собственно, выпало самое трудное — быть первыми. И которым мы, и особенно молодежь, обязаны всем, что имеем сегодня: мощное рыбопромышленное объединение и проторенные дороги в океан, опыт предшественников — удачный и неудачный (ценно и то, и другое), и— традиции, отнюдь не самые заурядные как в главке «Запрыба», так и в системе МРХ СССР в целом.
Это — в порядке вступления к небольшому рассказу о большой, судьбе одного из тех людей, о которых и принято говорить: они были первыми. О Сергее Владимировиче Хорохонове. Заслуженном рыбаке ЭССР — кстати, он был одним из первых рыбаков нашей республики, удостоенных этого почетного звания в 1965 году, когда отмечался, опять-таки, самый первый День рыбака.
Рыбацкая биография этого человека — была у него, еще и : партизанская, в 12 мальчишеских лет... — начиналась 23 года назад, то есть в 1956-м, когда рыболовецкие суда Советской Эстонии стали осваивать и обживать океан. Выпускнику Ломоносовского мореходного училища, что в Ленинградской области, Сергею Хорохонову одновременно и повезло, и нет: рвался на СРТ, а назначили на РР, зато сразу вторым помощником капитана - Георгия Ивановича Кошурникова. Завидовал, понятно, тем, кому посчастливилось попасть на самые современные по тем временам суда — юркие и бесстрашные средние траулеры: никакой шторм им нипочем, а главное, как они брали рыбу! Одним из них командовал на зависть удачливый капитан Иван Агеев, о котором в УСЛ - Управлении сельдяного лова ЭССР — уже рассказывались всякие были и небыли. Будто бы по неделе мог не спать человек в море, не покидая мостика, и никто не видел его уставшим, и вроде бы не он искал косяки, а наоборот. И все такое прочее... Морской богатырь, не менее того, и по виду, и по духу. И впрямь, был Иван Александрович внешне ладно скроен и крепко сбит, и широкая душа рыбацкая нараспашку — бесшабашная, отважная и раскрытая. Кто из молодых рыбаков не хотел хоть как-то походить на этого человека! Будто на роду ему было написано стать Героем...
Первый рейс кому не запоминается на долгие годы? Сергею Хорохонову — на всю жизнь. Уж очень необычный. PP-1282, на который попал он, был переоборудован под дрифтерный лов. Что значит переоборудован? Не было нормального эхолота с самописцем, и локатора не было, и гирокомпаса, и сетевыборочных машин, «и еще кое-чего», загадочно говорили моряки... Проще сказать, что было, а именно — только шпиль, точнее, турачка грузовой лебедки, да рол, вот и вся недолга. О посольных агрегатах оставалось разве что мечтать. Кому не лень.
Это — во-первых. А во-вторых, в море — Норвежское — выходить пришлось... в понедельник, да еще 13 числа, в декабре 1956-го дело было. Разве ж забудется! То-то потешался над «верующими» раз веселый старпом Юрий Васильев. (Ну да, он самый — Юрий Васильевич Васильев, нынешний начальник отдела кадров объединения «Эстрыбпром»)...
Вот так они начинали, наши пионеры рыбацкой Атлантики. И, что совсем уж покажется невероятным иным рыбакам нынешнего поколения, ловили-таки рыбу, и не то что сносно, а вполне даже прилично. Подстраивались, к примеру, к СРТ И. А. Агеева: мечет он сети — ложились на параллельный курс и тоже выметывали, с поправкой на ветер, то есть на снос, И сами искали косяки селедки— по поведению птиц, знаменитых альбатросов (на севере зовут их — олуши): начинают нырять эти «пикировщики», камнем, падая вниз, в волны, - верная примета.
А во втором своем рейсе моряки РР-1282 под началом того же Ю. Васильева, уже капитана, вообще поставили дело почти на научную основу, разработав так называемый метод изотерм, поскольку эхолота на судне по-прежнему не было. Метод этот, в двух словах, сводился к следующему: выходил на бак «дед» — стармех Владимир Бабич и на тросике забрасывал вперед, насколько хватало сил, термометр в специальной защитной оправе, дабы не стопорить ход, чтобы взять пробы воды. Потом осторожно выбирал трос с термометром, а Сергей Хорохонов заносил показания его в свою книжицу-блокнот. И так не-сколько раз, после чего начинала вырисовываться изотерма и можно было с довольно приличной степенью точности определить, выражаясь современной терминологией, район оптимальных температур, с ощутимым перепадом в котором «паслись» рыбные косяки.
Пройдет не так уж много времени, и С. Хорохонов, капитан-директор БМРТ, применит этот метод у берегов Африки, откуда уйдут остальные суда, отчаявшись дождаться промысловой вспышки. И там, где беспомощными оказались современные приборы, этот донельзя примитивный метод позволит большому морозильному траулеру буквально забиться ценной рыбопродукцией и за какие-нибудь три недели набрать дополнительный груз сверх плана.
Не раз случалось подобное с капитаном Хорохоновым: как-то выходило, что везло ему там, где других преследовали неудачи. Но как именно? Ответить на этот вопрос проще, чем на другой — почему. Но ведь должен кто-то быть первым... Будучи капитаном-директором БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», осваивал С. Хорохонов первым район промысла в Атлантическом океане. Практически вслепую — из наших рыбаков тогда никто еще не работал здесь. Каверзный, прямо сказать, оказался район — 20-й градус, главным образом из-за резких, неожиданных перепадов глубин. Так его и называли моряки 350-го - «Район сплошных ям». То ли дело иметь дело с прямыми, ровными изобатами, — вздыхали штурмана,— занесло же сюда столько рыбы... «Так что ж, — спокойно рассуждал капитан, — не изобаты же нам нужны, верно, ребята? Будем вести планшеты глубин». Стали. После чего приступили к работе, облову рыбы и днем, и ночью. Маневрировали свободно и спокойно в любое время суток. Потом подошли другие суда. Так до сих пор и пользуются «планшетами Хорохонова». Сам же он был назначен капитаном-флагманом тогда, а БМРТ-350 объявлен опорно-показательным судном. Лестно, конечно, но, говорят, назвали (не назвался!..) груздем — полезай в кузов. Что означало: твой долг, обязанность — подтягивать другие суда до своего уровня. Как? А вот так: пересаживай своих штурманов на отстающие БМРТ и — по принципу: делай, как я, а то — делай лучше меня. И — делали. На 355-м, к примеру («Антон Таммсааре»): не ладилось — и вдруг стали соперниками. То же еще с двумя БМРТ. Радоваться или печалиться? Радовались, конечно; сочтемся славой, — говаривал первый помощник капитана Александр Иванников. После этого экипаж БМРТ-350 стал экипажем коммунистического труда.
5 февраля 1964 года газета "Советская Эстония» сообщала, что «экипаж БМРТ во главе с тов. Хорахоновым добыл в 1963 г. более 70 тыс. центнеров рыбы, выполнив годовой план на 136 процентов». БМРТ «Эвальд Таммлаан» стал флагманом по добыче рыбы. В том же номере газеты был опубликован Указ Президиума Верховного Совета ЭССР о награждении группы работников ЭПУРП — Эстонского производственного управления рыбной промышленности — Почетными грамотами Президиума Верховного Совета республики: С. Хорохонова, Н. Южакова, С. Маркова, В. Нечитайло, B. Сусского, В. Токмакова. Так они, продолжали, те, кого ныне называют ветеранами объединения «Эстрыбпром».
А теперь сошлемся на кубинский журнал «Map и Песко» («Море и рыболовство») № 13, октябрь 1966 г. Несколько страниц его посвящено рассказу о рыбаках Острова Свободы, вернувшихся из первого рейса в район Лабрадора и Гренландии. Фидель Кастро назвал этот рейс героическим. «Могли ли мы мечтать, что наши рыбаки, привыкшие вести прибрежный лов, будут вести промысел в самых отдаленных районах Атлантического океана!» — воскликнул он. В журнале — фото наиболее отличившихся рыбаков. Среди них — фотография капитана Сергея Хорохонова.
В те же годы — 1965—1967 — вместе с ним на Кубе работали: технолог Александр Пшеничный (ныне заместитель генерального директора объединения «Эстрыбпром»), капитан Александр Солдатов, старший механик Шевкет Абдулаев (плавал на одном судне с C. Хорохоновым), капитан Иван Крайнюков, не доживший, увы, до наших дней.
...Я не знаю, как закончить этот газетный, предельно сжатый рассказ об одном из тех, кого принято называть первыми. Да и не может быть здесь конца. Ибо большая биография Сергея Владимировича, ес-ли так выразиться, продолжает писаться. Им самим — бывший заместитель генерального директора объединения, вынужденный оставить этот высокий пост по состоянию здоровья (годы берут свое, черт бы их побрал!), С. Хорохонов продолжает трудиться у нас. Не такая уж спокойная ныне должность у него — капитан порта! Так что биографию этого' человека продолжает писать не только он, но и все объединение. Все радости и горести «Эстрыбпрома" — это и его радости, его горечь. Так было вчера — 20 с лишним лет назад, так есть сегодня, и так будет завтра.

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКЕ: три капитана, три друга, впервые удостоенные высоких правительственных наград за самоотверженный и плодотворный труд в Атлантике. Слева направо: капитан-директор БМРТ-368 «Оскар Лутс» П. Н. Писарев — награжден орденом Ленина; капитан-директор БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» С. В. Хорохонов — орденом Трудового Красного Знамени; капитан-директор БМРТ-333 «Юхан Сютисте» Ю. Е. Дергунов — орденом «Знак Почета». Апрель 1963 года.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПоздравляем Гаджалова Валентина Александровича - 27 12 1979
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшего помощника капитана РТМС-7538 «Валгеярв» Гаджалова Валентина Александровича с получением высшего судоводительского диплома —капитана дальнего плавания.
Двенадцать лет работает в рыбной промышленности Валентин Александрович. Первый свой рейс он совершил матросом на БМРТ-457 «Каарел Лийманд». Окончив в 1967 году Таллинское мореходное училище рыбной промышленности, плавал четвертым помощником на БМРТ-368 «Оскар Лутс". С 1975 года Валентин Александрович — старший помощник капитана судов типа РТМС.
В его профессиональном росте большую роль сыграли капитаны В. Плешаков, Т. Мурашов-Петров, В. Минаев. У них он учился мастерству, перенимал знания и практический опыт.
Радует и другое: все суда, на которых выходил на промысел старпом В. Гаджалов, успешно выполняли производственный план. За высокие трудовые успехи в девятой и десятой пятилетках Валентину Александровичу присвоено почетное звание ударника коммунистического труда, не раз объявлялись благодарности.
Сердечно поздравили В. Гаджалова с получением диплома капитана дальнего плавания начальник Госрыбфлотинспекции Герой Социалистического Труда Лембит Сонг, капитан-директор Лео Сангель.
Успехов вам, Валентин Александрович, в новой ответственной должности.

И. ПАВЛОВ. Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Кошелевой Людмилы. Пекарь — профессия творческая - 22 12 1979
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вы не задумывались, сколько килограммов хлеба может понадобиться, ну, скажем, экипажу БМРТ на месяц? Оказывается, ни много ни мало — более тонны. Да и это, не считая всевозможных пирожков, булочек, плюшек, коврижек и прочих кулинарных изобретений. И все — дело рук судового пекаря. В этом звании Людмила Кошелева ходила впервые. На БММРТ-183 «Рудольф Вакман».
Впрочем, особенно сложным Люда свое хозяйство не считает. Ответственным — дело другое. Накормить всю команду самым главным продуктом — хлебом. Негоже тут сплоховать. Оттого и переживала молодой пекарь за каждую выпечку. А чтобы попотчевать моряков на завтрак свежими подрумяненными булочками, аппетитными пирожками, сама вставала в пять утра. А с мясом ли, вареньем, повидлом или с творогом будут пирожки — это по общему желанию, Иногда по собственному вкусу. Но вкусно — всегда. Не оправдалась известная поговорка о первом блине, что выходит комом. Работала на совесть. И в новой для себя должности показала и качество, и мастерство, и фантазию в кулинарном деле. Доказала, что носить звание ударника коммунистического труда достойна. Высокой этой чести Кошелева добилась еще в 1974 году, два года спустя после того, как вышла в свой первый рейс.
Уже став бывалым моряком, коммунистом, Людмила не раз вспоминала то время, когда решила связать свою судьбу с морем. Тогда, восемь лет назад, выпускницу средней школы из небольшой молдавской деревни увлекла романтика дальних морских странствий. То ли сказалась экскурсия на Черное море, где побывала школьницей, то ли книги и фильмы пробудили этот интерес, сейчас уже трудно сказать. Но жила в очень далёкой от всех морей Николаевке девчонка, сумевшая заочно полюбить море, отважных и сильных его покорителей.
В ту пору узнала Люда из газет о Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. Написала туда с просьбой принять. Ответ пришел неутешительный: девушек не принимают. И все-таки очень хотелось стать моряком! На второе письмо в училище взглянули участливо и сообщили адрес Эстонского объединения рыбной промышленности. И вот уже поезд мчит ее навстречу Таллину, морю, мечте...
Когда в девятнадцать лет Людмила впервые шагнула на трап большого океанского судна, слегка оробела. К морским качкам тоже нелегко было привыкнуть. Но самым трудным оказалась разлука с родным домом, к этому, казалось, она никогда не привыкнет...
Тяжело пришлось бы девушке, не окажись рядом с ней чутких и отзывчивых подруг. С некоторыми из них — Наташей Партыкой, Ларисой Ронжиной — дружна она и по сей день. Добрым словом вспоминает Люда и своего первого капитана Владимира Анатольевича Ставровича.
Шло время, менялись суда. Невелик перечень женских профессий на рыболовном, флоте, все их скоро изучила Людмила. И решила попробовать иную, уже требующую специальной подготовки. Так попала она на курсы пекарей, которые успешно закончила. И хотя ходила еще некоторое время официанткой, присматривалась к поварам, изучала технологию приготовления пищи, специальные книги читала.
На БММРТ-183 все пригодилось. В этом же рейсе многому научилась, многое переняла у своих наставниц, опытных поваров Антонины Гуляйченко, Елизаветы Дуля. С их помощью постигала Кошелева секреты пекарского дела. И своих учителей не подвела. Работа спорилась в молодых руках. За то — благодарности от администрации, уважение и внимание от всех моряков «Рудольфа Вакмана». А в ответ на такое доверие и трудиться хочется лучше.
Я поинтересовалась, считает ли Люд мила свой труд творческим. И услышала такое мнение:
— Если подходишь с душой, болеешь за дело, любая работа творческая. Когда задумаешься, как приготовить лучше, вкуснее, как-то разнообразить традиционное морское меню, тогда и найдешь что-то новое, свое. И конечно, стараешься, чтобы обеды в море как можно больше напоминали те, домашние, которых наши моряки, лишены по полгода. Вот тогда труд становится творческим.

Н. КРУТИКОВА

Фото В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-474 «Оскар Сепре» и его экипажей. ПРИОБРЕТАЕМ ОПЫТ - 18 12 1979
ПИСЬМО С ПРОМЫСЛА

В конце июля БМРТ-474 «Оскар Сепре» выходил в очередной промысловый рейс. Отход, как всегда напряженный, полный забот и неотложных дел, ничем не отличался от двадцати предыдущих. Так же натужно вздыхали портовые краны, без устали перегружавшие с пирса на борт судна снабжение, так же, как и прежде, день и ночь питали судно топливом и мазутом вечные трудяги — портовые танкеры. Обычные отходные дела, хлопоты, разговоры... Новым было, пожалуй, лишь иногда проскальзывавшее слово «впервые». И с этим коротким словом нельзя было не считаться, ни когда, судно готовилось к рейсу, ни в течение всего последующего времени,
Впервые было, действительно, многое. Первый раз шли на облов путассу, который и для многих опытных рыбаков был в новинку. Даже для таких, как опытнейший промысловик капитан-директор В. Матвеев, который отдал работе в море более двух десятков лет.
Много на «Оскаре Сепре» вышло ветеранов рыбопромыслового флота. Прежде всего, хочется отметить помощника капитана по производству В. Супруновича, морская биография которого насчитывает более 22 лет. Хорошо знают на судах объединения таких опытных специалистов, как старший механик Р. Ветик, мастер добычи М. Ильдарханов, мастера обработки В. Полищук и Л. Федосеева, машинист РМУ В. Перле, мотористы Г. Кубрин и Н. Урушев и. других.
Впервые вышли в море в своих должностях старший помощник капитана Н. Коновалов, старший мастер добычи В. Мутовкин, второй помощник капитана В. Баринов, Несмотря на всю сложность стоящих перед ними задач, они в кратчайшие сроки освоили свои новые обязанности, так что любой, даже сложный вопрос решали оперативно, по-деловому.
Новички были и среди рядового состава. Впервые вышли в море матросы Е. Водэ, A. Зотов, А. Колос, П. Косенко, В, Алексеев, Н. Кузьменко, B. Гидимин, первый раз шли на промысловом судне многие рыбообработчики. Именно здесь, на самом главном и напряженном производственном участке судна; потребовались помощь, совет наставников. И она пришла незамедлительно. Опытнейшие наставники коммунист В. Супрунович, мастера обработки В. Полишук и Л. Федосеева приложили максимум усилий для того, чтобы воспитать настоящих рыбообработчиков-профессионалов. И результаты не замедлили сказаться. Уже через сравнительно короткий промежуток, времени новички не уступали своим более опытным товарищам. Это во многом способствовало успешной работе судка в августе, когда все плановые показатели были значительно перевыполнены.
Работают наставники и в машинном отделении. Под руководством опытных электриков П. Шамкова и Б. Брюхно приобрел необходимые практические навыки молодой специалист К. Самм, опытный котельный машинист А. Кошкидько помог освоить сложное оборудование Г. Тукаеву.
Молодежь активно включилась в социалистическое соревнование, каждый стремится совершенствоваться в работе, улучшить навыки, приобрести опыт. Такому коллективу по плечу сложные и ответственные задания.

В. СТЕПАНОВ» первый помощник капитана БМРТ-474 «Оскар Сепре»
Памяти Ровбут Олега МихайловичаС ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ – 18 12 1979
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В жестяно-баночном цехе холодильника условия работы приближены к конвейерным. Прежде чем из белой листовой жести образуется консервная банка, несколько большего размера — для пресервов, она проходит много этапов: от вальцовки к клепальной машине, потом от лудильщика к закаточной машине...
На станочном участке трудится много молодежи. Комсомолец Виталий Чинько из смены мастера С. Ефремова может работать на четырех-пяти станках. Два года назад пришел он сюда после службы в рядах Советской Армии, собирался идти в море, да так и остался. Учился он у мастера С. Лукина, возглавляющего сейчас другую смену. Теперь выполняет норму на 120 и больше процентов.
В этой же бригаде после двух месяцев учебы успешно сдал экзамен и овладел специальностью станочника комсомолец Василий Кравченко. До армии он был шофером, но, как сам признается, здесь ему больше нравится..
Конечно, конвейерная работа требует сноровки и терпения. 18—20 тысяч крышек проходит за смену через станок Василия при норме 15,5 тысячи.
Хорошо идут дела у комсомольца, также станочника Василия Федорца из бригады Сергея Лукина. Он работает на склепочной машине. Трудоемкая операция. Все время заняты обе руки и ты — весь внимание... Василий прекрасно справляется. Перед октябрьскими праздниками ему была объявлена благодарность и вручена почетная грамота
Когда я вошел в цех, был обеденный перерыв. Но на станочном участке возле одного из станков собрались молодые парни. Виталий Чинько, прочистив захандрившую было пастонакладочную машинку, проверял ее в действии. В обеденный перерыв сподручнее — конвейер не останавливается.

В. Жуков.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВСТРЕЧА НА «РУДОЛЬФЕ СИРГЕ» - 15 12 1979
В КОНЦЕ декабря будет отмечаться 75 лет со дня рождения видного эстонского писателя Рудольфа Сирге. Его имя носит большой морозильный траулер «Эстрыбпрома». Перед выходом на промысел на БМРТ-604 «Рудольф Сирге» прошла встреча команды с родственниками, писателя — дочерьми Ирьей Пярнапуу, Ане Берксон, внуком Яном Берксоном. Член Союза писателей Эстонской ССР Ю. Тонтс, исследователь творчества Сирге, лично знавший и работавший с ним, рассказал много интересного из жизни и творчества писателя. В адрес экипажа пришла телеграмма от Линды Сирге — вдовы писателя с пожеланиями отличной работы, успешного завершения плана десятой пятилетки, здоровья и личного счастья.
Эта памятная встреча оставила хорошее впечатление, настроила экипаж на ударную работу. Начальник культбазы Д. Беглов поблагодарил родственников писателя и других за участие в этой встрече, пожелал им здоровья и успехов в труде.
В заключение артисты Госфилармонии Эстонской ССР дали небольшой концерт.

И. ШПЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первый помощник капитана К. Андерсон знакомит гостей с судном.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Поют артисты Вера Талеш и Вяйно Пуура.

Фото В. Тракса
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти капитана Георгия Викторовича Рыбака. МЕСТО В ЖИЗНИ - 15 12 1979
• ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА •

Не ладились дела на СЛВ-07. Словно на дрожжах, разбухала пачка объяснительных — капитан требовал писать их за каждое нарушение, не делая различия, допустим, между прогулом и опозданием на несколько минут. Объяснительные были, была видимость воспитательной работы. Не было главного — дела. Экипаж систематически не выполнял план.
Профессия судна - сборщик льяльных вод, вообще той воды, в которой есть нефтепродукты; ежемесячное задание — вывезти на очистную станцию примерно 2100 тонн. Кто-нибудь, сопоставив эти две тысячи с количеством рыбы, доставляемой плавбазой, потом прикинув, сколько миль «намотали» они за один рейс, может снисходительно улыбнуться: детские игрушки. Ну что с того, что СЛВ не выполнил план?
Не выполнили план — значит, тот же БМРТ не смог вовремя сдать балластные воды, и, как следствие, не получил топливо...
Решили послать на «07» капитаном Георгия Викторовича Рыбака. Дела на судне пошли на поправку. Георгий Викторович не помнит, чтобы за последние два года они хоть раз «завалили» план.
Начальник портофлота В. Старостенко в этой связи особо отмечал роль капитана. И как раз это мне было не совсем понятно. Задача капитана — добиться, чтобы судно находилось в постоянной готовности, но если нет заявок от судов, что ом может сделать? Оказалось, может. Если задание, которое они получают на каждый день, легко выполнимо, то Георгий Викторович сам ищет клиентов в других организациях.
Еще один пример проявления инициативы. К очистной станции для сдачи воды могло подключиться только одно судно. Правда, при желании можно было стать рядом и протянуть шланги. Расстояние около сотни метров. Когда шланги пусты, это не так трудно. А вот, если заполнены водой, да еще зимой, тогда трижды подумаешь, прежде чем решиться на эту операцию. Тем более, что надо все время следить, чтобы из них вода не попала в акваторию порта. Возникла идея проложить стационарный металлический трубопровод.
Предложение поначалу не встретило поддержки. Пришлось всю работу вести силами экипажа. Зато сейчас не надо ожидать, когда освободится причал, не надо мучиться со шлангами.
Об этом случае, беседуя со мной, Рыбак даже не упомянул. Видно, посчитал мелочью. По сравнению с тем, что им сделано за четверть века работы в портофлоте, оно и впрямь покажется несущественным.-
Буксир «Нарва», рефрижератор «Виктор Кингисепп» — это первые суда, на которых пришлось когда-то работать молодому моряку. По сути дела, с них начиналась история не только порто-флота, Таллинского морского рыбного порта, но и всего объединения. Ведь Рыбак пришел на работу в ТМРП, когда тому от роду было всего пять лет, и весь флот насчитывал два десятка судов и суденышек — рыбодобывающих, транспортных, буксиров. Трудно поверить в то, что по водоизмещению он был примерно равен нынешнему портофлоту.
И все последующие изменения — поступление новых типов судов, увеличение их числа, модернизация порта — часть биографии Георгия Викторовича. Приходилось ему выходить и на промысловых судах, и участвовать в перегоне судов, но главным делом для него стала работа на буксирах.
— Рыбак — один из лучших буксировщиков, — сказали мне о нем. — Можно быть отличным капитаном и плохим буксировщиком. Буксировщик — значит, капитан буксира. Около двенадцати лет Рыбак проработал капитаном буксира «Тугев». И не так давно, когда потребовалось перегнать один из СРТ в Ленинград, буксировку снова поручили Рыбаку.
Он очень немногословен, Я прошу рассказать о каком-нибудь наиболее запомнившемся ему случае, но Георгий Викторович отделывается общими фразами. Можно, конечно, расспросить его коллег, они бы рассказали немало историй. Но стоит ли? Без всякого сомнения, каждую можно было бы закончить словами: Рыбак сделал максимум возможного.
Недаром его грудь украшает орден «Знак Почета» и юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

А. УГЛОВ.