0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (137)
ГЛАВНОЕ - ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ - 20 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Семь лет назад начал плавать на рыболовных судах Иван Богаченко. За это время он побывал на СРТР, БМРТ, плавбазах. Слесарь, приехавший с Украины, быстро переквалифицировался, освоил морскую специальность. Сейчас он машинист рыбомучной установки на ПБ «Фридерик Шопен». Он уже в шестом рейсе на этом судне.
Но еще задолго до этого в его жизни произошло важное событие, которое существенно повлияло на его дальнейшую судьбу. На ПБ «Рыбак Балтики» встретился он с преподавателем Таллинской заочной средней школы моряков Еленой Ивановной Каштановой, которая помогла Богаченко прийти в школу, чтобы закончить среднее образование. Очевидно, многое пришлось передумать, прежде чем принять такое решение — возобновить учебу после шестнадцатилетнего перерыва. Много забылось, да и сомневался — а справится ли? Однако решил для себя — сможет. И уже никогда не отступал от намеченной цели.
Главным в учебе Иван Богаченко считает работу над собой. А на вопрос, трудно ли бывает найти время для занятий, уверенно отвечает, что все дело в желании и умении работать самостоятельно, а время найдется.
Здесь нельзя не сказать, что Таллинская заочная средняя школа моряков учитывает многие трудности своих учеников. И то, что они подолгу бывают в море, и то, что многие приходят в школу с большим перерывом в учебе. На больших судах нашего флота ходят преподаватели, во многих рейсах бывают и общественные консультанты.
Кроме того, администрация ЭРПО «Океан» успешно обучающимся без отрыва от производства предоставляет различные льготы. Заочникам стараются создать необходимые условия для совмещения работы с учебой. Например, учащимся 9—11 классов предоставляется до 32 свободных от работы дней в суммированном виде во время наименьшей занятости на производстве. Причем, заработная плата выплачивается учащимся в размере 50% от среднего заработка. Для выпускных экзаменов предоставляются дополнительные отпуска: в II классе — 20 рабочих дней, в восьмом — 8 дней с сохранением заработной платы.
Несмотря на известные трудности, многим удается успешно учиться, плавая на судах нашего флота или работая в береговых подразделениях. И Иван Богаченко — один из них. В предыдущем рейсе он сдал все экзамены за 10 класс.
Сейчас, находясь в очередном рейсе на ПБ «Фридерик Шопен», он четко распределил свое время, определил объем материала, который необходимо усвоить. И опять в рейсе будут оказывать помощь заочникам преподаватели, общественные консультанты. Немало поможет и судовая библиотека, в которой, как правило, всегда имеются необходимые учебные пособия.
По приходу судна в Таллин Ивана Богаченко ждут выпускные экзамены за одиннадцатый класс и аттестат зрелости.


Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ; Иван БОГАЧЕНКО.
Фото М. Никоноровой
ЗОЛОТЫЕ РУКИ – 08 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕТ, НАВЕРНОЕ, рыбака в нашем объединении, который бы не знал Марию Карловну Короткову, которую все за простоту, общительность, сердечность называют просто и уважительно - Карловна.
Мне же удалось познакомиться Марией Карловной в большой и памятный день ее жизни, когда ей была в торжественной обстановке вручена медаль "Ветеран труда» и когда старейшую морячку провожали на заслуженный отдых. Молодо выглядела в эти минуты Мария Карловна и чуть печально. Печаль объяснялась очень просто: Мария Карловна хотела еще сходить не один раз в море, но врачи наложили временный запрет, и ей пришлось с этим смириться.
- Не могу я без моря, без веселых и трудолюбивых рыбаков, без чаек, — говорит Мария Карловна. — Поверите ли, как услышу гудок, так и кажется, что голос моря зовет меня. Жалко лишь, что я так поздно связала свою жизнь c морем. Да, действительно, Мария Карловна сделала свой первый рейс лишь в сорок лет. Случилось это так. Мария Карловна работала бухгалтером материального отдела в тресте «Таллинстрой». Специальность ей нравилась, но материально жилось трудновато. И вот подруга посоветовала пойти ей в море.
- Да у меня же нет морской специальности, — удивилась Карловна.
— А там и бухгалтера нужны, — заметила подруга, тоже бухгалтер, — без нашей профессии и моряки не обходятся.
Недолго думая, Мария Карловна пошла в отдел кадров флота и вскоре, а было это в конце декабря 1959 года, вышла в свой первый рейс на «Яне Анвельте». К удивлению бывалых моряков Мария Карловна стойко переносила штормы.
— Бывало, приду обедать и сижу одна за столом, — вспоминает Карловна, — никто есть не хочет, почти всех свалила морская болезнь. Парни все молодые, здоровые, в сыновья мне годятся. То и дело слышу. «Карловна, воды!», «Карловна, помоги!».
Много рейсов сделала Мария Карловна на плавбазе "Иоханнес Варес". И здесь она была бухгалтером, с душой выполняла и все другие поручения. Кто-то приболел - и Мария Карловна охотно заменит камбузницу, официантку, уборщицу... "Золотые руки у нашей Карловны" - это мнение прочно утвердилось за ней.
Скоро флот наш пополнился более квалифицированными, молодыми бухгалтерами. Без претензий, просто и охотно Мария Карловна согласилась идти на БМРТ-253 «Март Саар» заведующей бельевым хозяйством. «У нашей Карловны — образцовый порядок, она как мама заботится о нас», — говорили моряки между собой.
Последние годы Мария Карловна плавала на БМРТ. Была официанткой, уборщицей, буфетчицей. Не один рейс сделала она на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», на БМРТ-489 «Юхан Лийв, БМРТ-368 «Оскар Лутс» и на других судах. Почти пятнадцать лет ходила в море Мария Карловна. За это время ее хорошо узнали и полюбили наши рыбаки, как заботливую хозяйку, добрую женщину, всегда готовую прийти на помощь.
— Как только представится первая же возможность,— говорит Марля Карловна, — снова уйду в море. И не потому, что мне нужен заработок, нет. Государство обеспечило меня высокой пенсией, и я могу жить, как говорится, припеваючи. Мне нужны люди, мне нужно море, которое я поздно для себя открыла, но любовь к которому, будет согревать меня всю оставшуюся жизнь.


П. ЛУГОВСКОЙ.
ПО ЗОВУ РОМАНТИКИ - 25 01 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Разные пути приводят людей на флот. Люда Заводова сделала пока свой первый в жизни рейс. Откуда приехала - сразу и не угадаешь. Из Ворошиловграда. Что потянуло ее в наши края? Из рассказов Люды можно понять, как велико у нее желание к перемене мест. Для своих лет она побывала во многих городах нашей страны. Родилась и провела детство на Урале. Там же закончила школу и экономический техникум. В Краснодар приехала по направлению. Работала экономистом. Спустя некоторое время перебралась к сестре в Ворошиловград и жила там до последнего времени. Посчастливилось Люде по комсомольской путевке путешествовать и по Болгарии.
Можно подумать — не ужилась, не сработалась, вот и ездит. На самом деле все не так. По складу характера Заводова — общительная, веселая. В каком бы коллективе она ни работала — всюду ее понимают, относятся с уважением. Не сразу отпустили ее и с машиностроительного завода, где она работала экономистом и являлась членом заводского комсомольского бюро. На «Пейпси» молодежь сразу же почувствовала в новой комсомолке активистку и избрала ее заместителем секретаря комсомольской организации.
Свое решение работать на флоте Люда объясняет так: «Пока молода, хочется много увидеть, услышать, встречаться с интересными людьми. Приехали подружки, рассказали о Прибалтике, о старинном Таллине, о море — и самой так захотелось все посмотреть".
Полина Якунина и Елена Сопова, с которыми Заводова приехала в Таллин, сейчас плавают на БМРТ-355 "Антон Таммсааре». Подруги переписываются. Но как трудно написать обо всем, да еще если письма идут так долго.
— Теперь уж буду ждать прихода, — говорит Люда.
А рассказать ей подругам хочется о многом. Хотя бы о том, как нелегко было вначале. Работа, кажется, немудреная - камбузница: помой посуду, начисти картошки. А первое время с непривычки руки болели. Одну кастрюлю по полчаса драить приходилось. («Спасибо поварам — много помогали»). Или о том, как повезло, что попала на такое красивое судно и в такой дружный и сплоченный коллектив. Шесть месяцев, по ее словам, пролетели незаметно. Если бы продлили рейс, не огорчилась бы.
Все в первом рейсе было для Люды Заводовой непривычно. И большой коллектив, живший все эти месяцы одной семьей; и море, огромное, без конца и края, вот так вот — с глазу на глаз; и первый шторм, от неприятных ощущений которого не сразу удалось избавиться. Главное же - надолго запомнятся много хороших отзывчивых людей, с которыми встретилась и подружилась в море, которые помогли ей стать настоящей морячкой.
ВЕТЕРАН ВОЙНЫ И ТРУДА - 25 01 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В декабре минувшего года Алексею Николаевичу Никитину исполнилось шестьдесят лет. Узнав об этом, экипаж «Пейпси» сердечно поздравил своего старшего товарища и коллегу с днем рождения, пожелал ему доброго здоровья. Было это в море. У токаря с огромным трудовым стажем в течение всего рейса было много срочных, неотложных дел. Иногда случалось не спать сутками. Где-то что-то сломалось — и мастер на все руки Алексей Николаевич тут как тут. Пока не выточит необходимую деталь, не проверит ее в работе, не уйдет отдыхать. Не одну втулку, не одну деталь смастерил, а то и просто отремонтировал Алексей Николаевич в этом рейсе.
Морская жизнь Алексея Николаевича Никитина началась тринадцать лет назад, когда он пришел работать на суда нашего флота. Своей земной профессии он не изменил и в море. Как был токарем с юности, так и остался им. Но теперь уже токарил не в цехах завода «Ильмарине», а в судовых мастерских.
— Много рейсов я сделал за эти годы, — рассказывает Алексей Николаевич, — плавал на "Инее», на «Боре», на «Хансе Пегельмане» и вот теперь на «Пейпси». Очень мне легко и хорошо работалось на суператлантике в окружении молодежи. Ребята вежливые, воспитанные, знающие. Я с удовольствием рассказывал им, как в 1931 году начал, токарить на машиностроительном заводе, как было трудно получить в то время специальность, и о многом другом. Вспоминал и Великую Отечественную войну, которую прошел с начала и до конца. И ребята слушали, задавали вопросы. Между прочим, и у них я многому научился. Думаю, несмотря на возраст, еще не раз сходить в море.
Алексей Николаевич родился в Эстонии. Он хорошо знает землю, на которой вырос, И когда выпадают дни отдыха, спешит с удочкой на озеро, на речку и просиживает на лоне природы целыми днями, пока вновь не позовет море.
— Такого токаря, как наш Алексей Николаевич, поискать надо, — говорят о нем на «Пейпси».
СРТ-4574 – Люди нашего флота - 09 12 1976
Как уже сообщалось, экипаж СРТ-4574, которым командует капитан Виктор Ковалевич, досрочно выполнил, а вернее, значительно перевыполнил задания первого года десятой пятилетки.
Отлично, по-ударному потрудился на промысле весь экипаж. В том числе - и эти моряки, которых вы видите на снимках.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На этом - матрос первого класса комсомолец Юрий Романов. Всего три года назад он окончил Таллинскую мореходную школу, но уже успел заиметь хорошую трудовую биографию рыбака, заслужить добрый авторитет у командиров и товарищей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На следующем снимке: - матрос второго класса Владимир Третьяков. Это его второй рейс после окончания ТМШ.
Повезло молодым рыбакам - в отличный коллектив и дружный экипаж попали они на СРТ-4547. Есть здесь, у кого поучиться и рыбацкому мастерству, и трудовой доблести, и коллективизму, настоящему морскому товариществу.

Фото А. Дудченко.
МОЛОДОЙ НАСТАВНИК - 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

Судьба его схожа с судьбами других, таких же, как и он, молодых рыбаков. Сначала служба в армии, затем приезд в Таллии, учеба в мореходной школе... Рассказ о многих моряках нашего флота мог бы начинаться такими словами. Но было в пареньке что-то особенное, свое. В разговоре с Владимиром Пырылыгой покоряет увлеченность, с которой рассказывает он о совершенных рейсах на плавбазе «Станислав Монюшко», о труде всей бригады рыбообработчиков. Чувствуется, не о чужом говорит парень, а о своем, близком деле — о труде своего коллектива, своих товарищей.
Сейчас Владимир вышел в третий рейс и снова на «Станиславе Монюшко». И уже кажутся такими далекими и учеба в мореходной школе, и мечты о первом рейсе... Но школьная парта не забыта. Работу в море молодой матрос успешно совмещает с занятиями в Таллинской заочной средней школе моряков.
В свободное от вахты время Володю часто можно увидеть с книгой. В напряженном ритме трудовых будней быстро летят дни, недели, месяцы, однако ежедневно находится время и для занятий - за минувший рейс пройден учебный курс десятого класса, сдано 24 зачета.
В конце следующего рейса Владимиру предстоит, сдавать выпускные экзамены за одиннадцатый класс - держать экзамен на аттестат зрелости. В подготовке к этой последней экзаменационной школьной сессии пройдет много часов и дней. Но и сейчас можно с уверенностью сказать, что один аттестат Пырылыга уже получил - аттестат на рабочую зрелость. Несмотря на молодость - ему двадцать три года - он считается опытным моряком. К нему за помощью идут новички - выпускники Таллинской мореходной школы и Пярнуского учебно-курсового комбината. Сам недавний выпускник ТМШ, Владимир Пырылыга понимает трудности, с которыми сталкивается вновь пришедшая на рыбацкий флот молодежь, и всегда вовремя подоспеет его деловой совет, необходимая помощь. Владимир — член совета наставников на плавбазе, учит молодых матросов работать с техникой, помогает новичку освоиться в рыбцехе.
В минувшем рейсе в бригаде, в которой работал Пырылыга, из 22 рыбаков было 15 новичков. Вначале приходилось трудновато, но вот отлажен трудовой ритм второй бригады «Станислава Монюшко». На протяжении всего рейса она хорошо справлялась с заданиями. И хотя по итогам рейса она заняла второе место, можно говорить об успешной работе, о трудовых успехах молодого рыбацкого коллектива, ее сменного мастера Владимира Федорова и, конечно же, ее молодого наставника Владимира Пырылыги.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: Владимир Пырылыга.
Фото А. Дудченко.
ТОКАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР - 04 11 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Член ВЛКСМ Коля Шубин - один из тех, кого на судне называют «мастер - золотые руки». В течение рабочего дня он не теряет ни одной минуты впустую, а вечером внимательно готовится к следующему дню так, чтобы все было под рукой. Он один из самых трудолюбивых и добросовестных работников, отличный товарищ, всегда готовый прийти на помощь, если она потребуется.
А у токарного станка! Любо-дорого посмотреть, как виртуозно работает Николай. Задания он выполняет качественно со знанием дела, и работает, не считаясь с личным временем. Говорят, что у Николая прирожденный талант к токарному делу. Его, всегда подтянутого, опрятно одетого, можно часто увидеть за чтением технической литературы.
Николай в совершенстве владеет токарным делом, достойно несет трудовую вахту в честь 59-й годовщины Великого Октября, задает тон в социалистическом соревновании на БМРТ-605 «Мыс Челюскин».
С любовью к профессии - 04 11 1976
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Галя Кукка, в прошлом деревенская девчонка, мечтала стать врачом. Нравилась ей эта профессия — заботиться о людях, избавлять их от различных недугов. Заканчивая среднюю школу, она так и заявила, — обязательно пойду в медицинский. Но случилось так, что вместо медицинского она поступила в техникум кооперативной торговли на отделение техника-технолога пищевых продуктов.
Позади годы напряженной учебы, волнения перед экзаменами, бессонные ночи. Успешно закончив техникум, Галину направили на суда рыбопромыслового флота. На БМРТ-605 «Мыс Челюскин» она работает шеф-поваром.
В рейсе скоро все члены экипажа убедились, что Галя Кукка мастер своего дела. На столе появились вкусно приготовленные бифштексы, блинчики, отбивные, запеканки, сырники, холодец, уха рыбацкая и т. д. и т. п. А какие пироги! Настоящее искусство — хорошо пропеченные, пышные и румяные, да еще с начинкой. Легкая у нее рука, — говорят моряки. Удаются ей и булочки, и печенья, и другая сдоба. А ко дню рождения по просьбе моряков испечет Галя такой торт, что и кондитер такого не сделает.
Решительно распрощалась Галя с давней девичьей мечтой и всецело отдалась профессии повара. Короче говоря — определилась. Нелегкая у нее профессия — всегда в пути, оторвана от дома. Но Галя не из тех, которые смотрят, где бы найти местечко потеплее.
Приветливая и внимательная, Галина Кукка заслуженно пользуется уважением экипажа, задает тон в социалистическом соревновании.
Любит Галина свою работу, отдает ей все умение. Недавно при подведении итогов социалистического соревнования в честь 59-й годовщины Великого Октября она была поощрена в приказе по судну.

В. ЖУКОВСКИЙ,
первый помощник капитана БМРТ-605 «Мыс Челюскин».
СЕПАРАТОРЩИК ПАУЛЬ ЯНЕСОО – 15 07 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вся сознательная жизнь Пауля Янесоо связана с морем. С восемнадцати лет ходил матросом на торговых судах, а в 1958 году впервые пошел па промысел на среднем рыболовном траулере 4344. Добывали тогда прекрасную североатлантическую сельдь.
Довелось Паулю работать на опытном судне 4544, который первым осваивал траловый лов. Трал был пеньковый, а кухтыли стеклянные, выметывали его стрелой. Во время жестокого шторма молодой матрос получил перелом руки и девять месяцев находился на излечении. Потом Пауль пять рейсов ходил на плавбазе «Иоханнес Варес» в должности повара, вновь вернулся на СРТ. В прошлом году он освоил редкую на флоте профессию — сепараторщика.
Изготовление рыбьего жира — основное и главное его занятие. Продукт этот идет на технические цели, используется в медицине. Работа эта не из легких. Температура в помещении держится на уровне до сорока градусов — сто потоп сойдет за смену...
В первом рейсе на плавбазе «Рыбак Балтики» в этом году Пауль нес вахту вместе с машинистом рыбомучной установки Виктором Алексеевичем Брагиным и четвертым механиком Харальдом Августовичем Вярна. Всего сепараторщики судна в течение промысла изготовили около 100 тонн рыбьего жира, или 217 процентов к плану.

А. ДНЕПРОВ.
ЛЕГКИХ ДОРОГ НЕ ИСКАЛ – 03 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МАТРОС первого класса Ярослав Добрянский пришел в объединение «Океан», как и многие его сверстники, после окончания Таллинской мореходной школы. Его рыбацкий стаж начался в марте прошлого года, когда вы. пускник ТМШ решил остаться на ТР «Ботнический залив», на котором раньше проходил практику. Два рейса на транспортном рефрижераторе оказались хорошей трудовой школой: у молодого парня выработались необходимые практические навыки, закрепились теоретические знания, полученные в мореходной школе.
И вот Добрянский приходит на плаврыбозавод «Рыбак Балтики». Недавно это судно вернулось из своего очередного рейса, который был для молодого моряка еще одной, можно сказать, проверкой на профессиональную пригодность. И он ее с честью выдержал. Ведь на этот раз работа значительно усложнилась. Если раньше он занимался лишь приемкой и сдачей груза, то теперь стал непосредственным участником на разделке рыбопродукции.
...Рыбный цех на таком большом судне, как «Рыбак Балтики». Как принимает он новичков? Очевидно, как и любой другой производственный участок — все зависит от деловых и трудовых качеств самого работника. Добрянский за рейс стал в рыбцехе своим человеком. Но это было уже потом, спустя какое-то время, на первых порах пришлось приложить много труда и энергии.
Сначала Ярославу поручили наклейку этике ток на короба. Работа показалась скучной, он чувствовал в себе силы выполнять что-то более сложное, ответственное. Так оказался на выбивке. Выбивать рыбу из противней — это вам не просто механическая работа, не требующая особой подготовки, здесь нужны определенные знания. И конечно, удовлетворения от такого труда получаешь больше. Потому что чувству ешь важность и необходимость того, что дела ешь.
В рейсе случилось так, что матрос, стоящий в рыбцехе на пульте, заболел. И старший рыбмастер Е. Ф. Бичиков направил Ярослава Добрянского на этот более сложный участок работы.
— Здесь нужен был добросовестный и трудолюбивый человек, — рассказывает Егор Федорович. — Ведь весь рыбный цех находится в зависимости от пульта, от его четкой, ритмичной работы. Вот мы и доверили пульт Добрянскому.
Выбор этот говорит сам за себя. Значит, верят в него на судне. Недаром комсомольцы второй производственной бригады избрали его групкомсоргом. Кроме того, работа в комсомоле для Добрянского — партийное поручение. Так кандидат в члены КПСС и готовится к вступлению в партию. А потому не только свою работу надо выполнять образцово, но и остальным членам бригады показывать пример. На него смотрела молодежь, к нему обращались за помощью, и каждому надо было уделить внимание. Да по-другому и нельзя. В бригаде больше двадцати человек, причем почти все вчерашние курсанты — выпускники Таллинской мореходной школы и Пярнуского учебно-курсового комбината. А в бригаде Бичикова так заведено, что новичкам всегда придут на помощь, подскажут. Но и работу требуют добротную, качественную.
Так трудились комсомольцы бригады вместе со своим комсоргом. А комсорг постепенно осваивал одну производственную операцию за другой.
О силе воли Добрянского говорит и то, что еще учась в мореходной школе, он сумел параллельно закончить одиннадцатый класс заочной средней школы моряков. Получился учебный курс сроком в шесть месяцев. Нагрузка была большая, но справился и с нею. А объясняет все просто: понимал, что маловато одних морских знаний, необходимы и общеобразовательные.

Н. КРУТИКОВА.
На снимке: матрос I класса Ярослав Добрянский.
Фото М. Никаноровой.