ЧТО Ж ТЫ, КАШТАН, НЕ ВЕСЕЛ, ЧТО Ж ТЫ ГОЛОВУ ПОВЕСИЛ? - 03 10 1991

Автор
Опубликовано: 1644 дня назад (29 октября 2019)
0
Голосов: 0
Отходное собрание экипажа БМРТ-535 «Феодор Окк» напоминало позиционные бои, переходящие то и дело в глухую оборону. Представители служб держались стойко и дружно, объединенные общей задачей: дать отпор особенно резвым представителям экипажа. Наскоки противной стороны носили единичный характер, но с мощным эмоциональным напором. Хоть и та, и другая сторона, думаю, прекрасно осознавали бессмысленность этой словесной баталии: она почти ничего не решает.

Я же, слушая выступления, выплескивающие клубок эмоций и проблем, вспоминала не столь уж давнюю беседу с капитаном одного из судов только-только вернувшегося из рейса. Очень уж все схоже. 40 процентов от планового задания — таким был итог их многомесячной и многотрудной рыбалки. Настроение рыбаков можете себе представить, а состояние капитана я бы назвала удручающим. Так дальше работать нельзя — это самоубийство в первую очередь для командного состава, да и для той, теперь уже незначительной части рыбаков, продолжающих добросовестно трудиться. Вот суть нашего разговора. Как нужно? Ответа на этот вопрос не было даже у многоопытного капитана. Куда ни кинь — все клин. Пока суда ничьи, ситуация не изменится, нужен хозяин. Но сегодня, когда подготовка судна к рейсу фактически не по силам целому объединению, когда материальная база, честно говоря, равна нулю, частное судовладение — тоже самоубийство.
Капитан нынче — фигура драматическая, сродни королю Лиру. Раздор, неповиновение, противоположно направленные личные интересы - таков экипаж, такова обстановка на судне. Непредсказуемость, неконтролируемость хода рейса, бесправие юридическое, практическое — таков капитан. Его высокий образ с биноклем и в белой фуражке низведен до роли вышибалы и выбивалы. Увы, настрой мысли капитанов — и зрелого, и молодого — одинаков.
Нынче судно уходит в море, как в космос, к иным цивилизациям. И судьба его непредсказуема, как практически непредсказуемо то, в каком состоянии застанет судно экипаж. Проблемы, петлей-удавкой ложатся на нынешний рейс БМРТ-555 — это стало явным буквально с первых минут отходного собрания. Капитан-директор БМРТ Валерий Леонидович Баринов дал обычный минимум информации, большего он, к сожалению, и сам не ведает. Итак, плановое задание экипажа 2997 тонн товарной продукции, в рублях это — 2626 тысяч. Суточное задание на IV квартал — 24 тонны, с января 26. Рыбалка предстоит в РГБ, ремонт судна своими силами в Лиссабоне. На обратном пути заход в тот же Лиссабон на отдых. Такова поверхностная часть айсберга, на подводной же остановлюсь подробнее.
Экипажу предстоит ремонтировать траулер в Лиссабоне — вот первая брешь, существенно угрожающая судьбе рейса. Судно, с которым веду сравнение, было, казалось бы, в лучшей ситуации: оно ушло в рейс после длительного капитального ремонта. И, тем не менее, к эксплуатации оказалось негодным. «Если бы я знал, что судно в таком состоянии, я бы в рейс не вышел, — сказал капитан. — На деле командный состав получает вместо судна, готового к эксплуатации, кота в мешке». В данном случае, это был совершенно недееспособный рыбцех. Морозильный, Траулер после капремонта с мертвым рыбцехом — фантастика, да и только. В результате, когда шла рыба, ловить ее не имело смысла, когда же более-менее отладили оборудование, обиделась рыба да ушла.
С «Феодором Окком» может случиться подобное. Будет ли на нем обеспечение для ремонта, когда туда прибудет экипаж, это еще бабка надвое сказала. Механик на собрании сообщил, что почти все заявленные по материальному обеспечению позиции не выполнены. В ответ получил рекомендацию выбивать необходимое самолично. Где и из кого? Но вдруг да выбьет. Транспортов не хватает, они не стыкуются, так что «Фридерик Шопен» вполне может оказаться призраком. Вполне возможно, считает Баринов — сомнения эти прозвучали и от других членов экипажа — что к тому времени, когда прибудет экипаж «Феодора Окка» на плавбазе будет пусто — расхватают те, кто оказался рядом.
С плавбазой же должно прийти и продовольствие. Тут тоже было немало дебатов, сомнений и предложений. Кто окажется прав: оптимисты или пессимисты — покажет время. Но вкус молока, сахара, сигарет, вина, соков лучше забыть, чтобы не очень мучиться.
Если РГБ не представит место в районе промысла, то его предстоит искать дополнительно — предупреждают экипаж. На резонный вопрос: «Как одеваться при ограниченном весе багажа?»
— ответ в духе предыдущих. У меня было ощущение, что не в море, не на месяцы идут сборы, а на пикник в соседний лес. Возникающий то и дело ропот тут же гасился очень эффективно действующим в сегодняшней ситуации повального сокращения средством: не нравится
— не берите. Действительно, объединение вряд ли будет страдать от нехватки кадров — убийственный аргумент администрации.
В ходе собрания становится ясно, что экипаж БМРТ постепенно превращается в заложников, столь велик процент вероятности того, что должно быть просто невозможным для судна, уходящего за тысячи миль от родных берегов. Отсутствие гофротары, сгубившее не одну рыбалку, мрачно угрожая, витало за спиной «Феодора Окка». Рядом дышит в затылок дефицит топлива, без которого, как известно, и ни туды, и ни сюды.
Трудно, конечно, во всем этом винить кого-то лично, как и конкретные службы, разве что т-а-а-а-м наверху. Но от этого низам не легче. Ведь береговые развал и неразбериха лягут на плечи экипажа в море, сдюжат ли наши рыбаки?
Затем мы печально поговорили о бесправии на судне капитана, которое нынче стало реальностью, о мизерных рублевых заработках, которые превращают команду в лиц, рыбалкой вовсе не интересующихся, а валюта все равно капает и перевешивает все. Проблема нынче не с людьми, проблема с кадрами.
19 сентября из Москвы вылетела первая группа рыбаков с «Феодора Окка», 4 октября отправляется вторая. И Бог им в помощь. Больше надеяться, видимо, не на кого.

Л. КУДРЯВЦЕВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!