0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Проблемы и успехи социалистического строительста в СССР и УСЛ- Эстрыбпром (153)
ТРУДОВЫЕ ПОДАРКИ СЛАВНОЙ ГОДОВЩИНЕ – 04 11 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция - главное событие XX века, начало всемирно-исторического поворота человечества от капитализма к социализму!
ТМРП
Успешно завершает план третьего года пятилетки коллектив рыбного порта. План октября по выгрузке рыбопродукции перевыполнен на 2100 тонн. В канун праздника Октября с трехлетним заданием справились суда портофлота. В ноябре завершит план трех лет пятилетки нефтебаза, задание десяти месяцев ею выполнено на 104,4 процента. В конце октября были подведены итоги соревнования между коллективами рыбных портов Ильичевска, Севастополя и Клайпеды. За третий квартал по общему объему грузооборота впереди севастопольцы, по производительности труда — таллинцы.
Напряженной была в эти предпраздничные дни работа докеров. Успешно завершена обработка БМРТ-253 «Март Саар» и БMPT-489 «Юхан Лийв», подготовлен к выходу на промысел РТМС-7504 «Пейпси». К лидерам соревнования бригадам И. Мысика и Н. Карасева прибавилась бригада Л. Овсянкина, которая в конце октября выполнила трехлетнее и годовое задания. В праздничные дни завершит план трех лет пятилетки и бригада М. Папуши.

СРЗ
План десяти месяцев по выпуску валовой продукции выполнен на 100,4 процента, производительность труда за это время составляет 105,9 процента. Здесь подведены итоги предоктябрьского соревнования. Лучшими участками признаны электромонтажный (руководитель старший мастер В. Антонов) и центральная заводская лаборатория (руководитель Ж. Зафатаев). Среди бригад лучшими являются бригады М. Жарикова, П. Малышева, В. Игнатьева и X. Мардисоо.
Пять коллективов — бригады, возглавляемые М. Жариковым, В. Нестеровым, П. Малышевым, К. Киймусом и Л. Маслаковым, уже трудятся в счет четвертого года десятой пятилетки.

ХОЛОДИЛЬНИК
Ритмично работал на предпраздничной вахте пресервный цех. Здесь выпущено сверх месячного плана 6 туб пресервов. Перевыполнил свое задание и коллектив жестянобаночного цеха.
В канун праздника Октября подведены итоги соперничества среди смен. Лучшими в соревновании признаны смена мастера жестянобаночного цеха С. Лукина, в компрессорном цехе — смена инженера В. Перестенко. Лучшими по профессии названы паяльщица М. Захарова, станочник В. Чанько, машинист Ю. Хожайлов, слесарь-ремонтник Е. Лапин и слесарь-электрик В. Вальнер.

ЭМЦ
План десяти месяцев успешно завершили все участки цеха. Лучшими из них являются теплоучасток, строительная группа и участок ремонта погрузчиков. Многие работники строительной группы в октябре выполняли задания по ремонту зданий Старого города и строительству пионерского лагеря. Передовиками труда здесь названы слесари Н. Верховецкинй, В. Тихомиров, В. Самойленко, И. Ходус, лаборантка Л. Цветкина, плотник В. Гарус, слесари Г. Штурм, В. Овчаренко и X. Ныу.

ЭРНК
Коллектив ЭРНК принял активное участие в социалистическом соревновании за достойную встречу 61-й годовщины Великого Октября.
В конце октября к бригадам Э. Вальямяэ и А. Белова, которые уже раньше выполнили план трех лет пятилетки, прибавилась бригада ремонтников, возглавляемая А. Брикезом.
Плановое задание за три квартала коллективом камеры в целом выполнено на 102,4 процента.


ЦЕХ ПОСТРОЙКИ И РЕМОНТА ОРУДИЙ ЛОВА
Высокими производственными показателями встречают годовщину Октября труженик» всех участков цеха. План по выпуску валовой продукции за 10 месяцев выполнен на 102 процента, производительность труда выше плана на 7,8 процента, выпущено сверхплановой продукции на 53 тысячи рублей.
Пример бригад В. Галкина и Г. Кузовковой, которые на месяц раньше срока выполнили свои социалистические обязательства, взятые в честь первой годовщины Конституции СССР, воодушевил всех соревнующихся. К празднику Октября успешно справились с заданиями изготовители орудий лова В. Ловкис, Д. Ломанова, В. Ярвела и другие.
ТМШ. ЗАДАЧА НОМЕР ОДИН – 24 10 1978
ПОДГОТОВКА кадров для работы на ромысле всегда была задачей номер один. Ведь от ее уровня в коночном счете будет зависеть эффективность производство и качества работы.
Кадры для судов флота объединения готовит в основном Таллинская мореходная школа. Ее работе всегда уделяют должное внимание руководство и партийный комитет объединения, да и сами коммунисты школы понимают всю ответственность возложенной на них задачи. Это подтверждает и тот анализ работы школы, который был сделан в докладе на отчетно-выборном партийном собрании,
Нужно сразу заметить, что доклад партийного бюро, с которым выступил секретарь парторганизации А. Герасин, был действительно коллективным отчетом, в составлении которого приняли участие коммунисты-руководители, актив школы.
Прошедший отчетный период для партийной организации всей школы был сложным, напряженным. Во-первых, трудности с укомплектованием: учебные группы занимались не все одновременно, одни курсанты заканчивали учебу, другие только начинали ее. Конечно, это создало дополнительные трудности в организации учебного процесса, но и в этих условиях школа справлялась с подготовкой специалистов.
Что же способствовало успешному решению этих задач? Прежде всего — активность каждого коммуниста, мастера производственного обучения, командира-воспитателя, всего коллектива школы.
Школа располагает прекрасными преподавательскими кадрами. Многие, как, например, Н. Нагорный, А. Голубев, В. Алас, являются мастерами-наставниками. Их отличает глубокое знание своего предмета, чувство нового, умение вести воспитательную работу с курсантами.
Не один год в школе действуют педагогические лектории и практикумы, на которых не только обобщается педагогический опыт преподавателей, но и приобретаются педагогические навыки и методическое мастерство, внедряются новые формы обучения. Открытые уроки, взаимные посещения занятий, проведение практики — все это оказывает заметное воздействие на улучшение педагогического мастерства, а значит, и подготовку специалистов. Последнее можно подтвердить улучшением успеваемости курсантов, она заметно повысилась по сравнению с прошлым годом. В июле все курсанты сдали государственные квалификационные экзамены. После прохождения практики почти все выпускники школы получили положительные характеристики. Если в прошлом году школу с отличием закончил сорок один курсант, то в этом году уже пятьдесят девять,
Коммунисты школы стремятся постоянно совершенствовать учебный процесс, проявляют заботу о качественной подготовке каждого специалиста. Коммунист А. Голубев на собрании подчеркнул важность улучшения самостоятельной подготовки курсантов. А. Малинин говорил о том, что курсанты часто отвлекаются на различные работы. Отсюда пропуски занятий, отставание в учебе.
Изучению иностранного языка в школе посвятил свое выступление Н. Цапок. Он же обратил внимание коммунистов на внедрение новых методов обучения, которые рекомендованы в журнале «Профессионально-техническое образование".
Несколько лет в школе говорят об улучшении учебно-материальной базы. Это касается, прежде всего, создания учебных классов, оснащения их необходимым оборудованием. Но и сейчас на собрании поднимались те же вопросы: заявки школы не удовлетворяются годами. Так, с 1975 года не выполнена заявка на получение 30 классных столов. Как сказал коммунист К. Клаус, не решается вопрос обеспечения курсантов форменной одеждой. Заявки на получение ее не только не выполняются, но и не принимаются никакими инстанциями.
Высока в школе текучесть кадров мастеров. Порой бывает так, что мастер, принявший группу, не закончив курс обучения, уходит из школы на другую работу или же отзывается в плавсостав. Правильно говорили коммунисты на собрании, что это серьезно влияет на обучение и воспитание курсантов.
Заметны сдвиги в воспитательной работе, но говорить о том, что сделано все для ее улучшения, пока нельзя. Улучшились быт, досуг курсантов, много проводится различных мероприятий. Это и лекционная пропаганда, политическая учеба, организация выходных дней курсантов, проведение культурно-массовой работы и т. д. Вопросы дисциплины не раз обсуждались на собраниях и заседаниях бюро парторганизации,
Но цифры, которые приводились в отчетном докладе, обязывают коммунистов школы сделать серьезные выводы. Состояние дисциплины среди курсантов еще не может удовлетворить требованиям, и это понимают все коммунисты. Шестнадцать человек за недисциплинированность отчислены из школы, трое — осуждены, наложено более четырехсот взысканий. Это, конечно, тревожит.
Многие причины такого со стояния дисциплины были вскрыты в докладе и выступлениях. Одна из них состоит в том, что не все коммунисты сами служат примером. Так, среди них коммунист В. Переходцев, имеет административное взыскание И. Бронников, приглашался на заседание партийного бюро за упущение в работе А. Красильников. Серьезные нарушения дисциплины были в группах, которыми руководили А. Маломуж и Ю. Козлов.
Требовательность к коммунистам за состояние дисциплины и участие в воспитательной работе-вот что должно стать главным в деятельности парт организации. Эта мысль была подчеркнута в выступлении коммуниста Г. Старцева. Воспитание чувства товарищества, коллективизма у каждого курсанта школы должно стать предметом особой заботы парторганизации, всех руководителей и воспитателей. Верным помощником в решении этих вопросов призвана быть комсомольская организация, которая еще не все сделала для укрепления дисциплины среди молодежи.
Работа партийного бюро за отчетный период признана удовлетворительной. В принятом решении намечены меры по дальнейшему совершенствованию партийной работы, повышению качества подготовки специалистов и улучшению их воспитания.
На собрании выступил начальник отдела подготовки кадров объединения Ю. Коротков. Участники собрания избрали новый состав партийного бюро и делегатов на партийную конференцию объединения. Секретарем парторганизации вновь избран А. Герасин.

Н. АФАНАСЬЕВ.
Памяти БМРТ-536 "Херман Арбон» и его экипажей. КАКУЮ ОЦЕНКУ ДАТЬ РЕЙСУ? – 17 10 1978
На вопросы нашего корреспонденте отвечает капитан-директор БМРТ-536 "Херман Арбон» Ю. Н. Ильченко.
— Не так уж часто приходится «Рыбаку Эстонии» брать интервью у капитанов... неудачливых, что ли, судов. Которые возвращаются с промысла с невыполненным рейсовым заданием, не говоря уже о социалистических обязательствах. Но ведь БМРТ-536 к «неудачливым» не отнесешь: как правило, этот траулер обычно возвращался с промысла с страдными, если не сказать — завидными показателями. Что же произошло на этот раз, Юрий Николаевич!
— То и произошло, что прибыли мы вроде бы тихонько, незаметно и... сконфуженно. Одним словом, без плана: его не удалось выполнить ни по одному показателю. Действительно, о социалистических обязательствах и говорить не приходится. Значит, плохо работали на промысле? Разучились ловить рыбку, не проявили должной настойчивости, инициативы, сметки?
Вопросов подобного рода можно задавать уйму. Если не учитывать специфики сегодняшнего промысла. Но вот вам информация для размышления. В начальный период работы на промысле — это 40 промысловых суток - экипаж сработал с такими показателями; вылов — 105,7 процента, мороженая продукция — 114,2, пищевая — 111,4, разделка — 130 процентов. Выходит, все-таки не разучились мы ловить рыбу? То-то и оно. Но в последующий, основной период своего пребывания на промысле мы еле-еле перевалили за 60 процентов по тем же самым показателям. Правда, неплохо обстоит дело с «рыбацким коэффициентом»: на пищевые цели пошло 85 процентов добытого сырья. Но ведь этот коэффициент может радовать только при условии выполнения плана по вылову. А в этом вся загвоздка: не было рыбы, и уж коль скоро это так, то не поможет никакое, даже самое ухищренное рыбацкое искусство — ни капитана ни добытчиков.
Поясню: в тот самый "везучий» — начальный период мы работали вне зоны в СЗА, пока были квоты. Но затем перешли в национальную зону Канады, где действуют многочисленные ограничения, против которых, понятно, не возразишь. Основным объектом лова был макрурус. Не скажу, что он отсутствовал в отведенном нам районе - макрурус был, но на больших глубинах, которые увы, пока недоступны нам. Имею ввиду не только нас, представителей «Эстрыбпрома»: по соседству работали мурманчане, рижские и калининградские суда, но с такими же результатами. И дело не только в том, к примеру, что лично нам не хватило около тысячи метров кабеля для прибора ИГЭК - на сегодняшний день наше промвооружение не приспособлено к облову рыбы на больших глубинах. Впрочем, факт этот общеизвестен и остается надеяться, что промышленность и наука решат эту проблему в самом ближайшем будущем. Хотя как капитан, рыбак с 23-летним стажем, я не могу понять, почему она до сих пор не решена... Тезис о неисчерпаемости океана, его живых ресурсов оказался несостоятельным еще задолго до того, как начали вводиться экономические 200-мильные зоны. Точно так же отнюдь не вчера и не позавчера стала очевидной необходимость освоения промысла набольших глубинах.
Сколько ж можно скользить по верхам - в буквальном смысле этого слова? Оно проще, конечно, легче во всех отношениях, вот и вычерпали то, что плавает на поверхности... Не станем, однако, поддаваться унынию - теперь-то этот день недалек, когда большие глубины не будут нас отпугивать.
Хотелось бы усилить и оттенить этот момент, поскольку кое-кто из молодых рыбаков поспешил сделать вывод, будто их профессия пошла на убыль и "рыбалка" - дело бесперспективное.
Но это в порядке "лирического отступления" ...
- Тем не менее, оно имеет прямое отношение и к нашему разговору о минувшем рейсе. Очевидно, давать ему оценку, исходя только из технико-экономических показателей нельзя. По сути дела , вы решали задачу, значение которой выходит за рамки обычного рейсового задания, сколь бы важным оно ни было для нас. Посмотрим на это дело с такой точки зрения. После введения экономических зон национальные хозяева их, и это видимо, естественно, особенно на первых порах, довольно ревниво и настороженно относятся к рыбакам-иностранцам, подозревая их во всех смертных грехах. И тут задачей № 1 становится - утвердить авторитет наших, советских рыбаков, их готовность и способность неукоснительно соблюдать национальные правила рыболовства в водах других государств. Как удалось вам решить такую задачу?
- Думаю, - успешно. Уверен в этом. К сожалению, я не имею под рукой перевода отзывов о нашей работе в зоне Канады, которые дали инспекторы, наблюдатели и контролеры. А таких немало перебывало на борту БМРТ "Херман Арбон». Среди этих отзывов ни одного отрицательного. Более того, почти все они написаны с чувством признательности за исключительно внимательное отношение наших рыбаков к законам и правилам канадской стороны. Действительно, экипаж 536-го продемонстрировал высокую политическую сознательность и такт, организованность и дисциплину и на промысле, и при заходе в порт Сент-Джонс.
Хочу остановиться и на таком моменте, о котором я упоминал, выступая на пленуме партийного комитета объединения. Что означает безрыбица для рыбаков, расшифровывать не надо. Это и проблематичный заработок, и нервозность, чувство неуверенности и т. п. Иначе говоря, та самая почва, на которой легко вызревают разные конфликтные ситуации и осложнения. Но ничего подобного у нас в рейсе не было! Скажу больше. Именно в этом рейсе наша партийная организация увеличилась на восемь человек за счет лучших молодых рыбаков, принятых кандидатами в члены КПСС. В море с ними занимался рыбмастер Петр Соловьев, руководивший школой молодого коммуниста. Или такой факт. Когда проводился комсомольско - молодежный субботник в честь XI всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Гаване, участие в нем принял весь экипаж, единогласно решивший передать заработанные средства в фонд фестиваля.
На фоне неудач, которые преследовали экипаж буквально с первых дней рейса — помните, конечно, аварию, которая приключилась с БМРТ-536... — подобные факты что-нибудь да стоят! Одним словом, я как капитан-директор могу только гордиться таким экипажем и такими людьми.
Со всей ответственность могу сказать: сложись промысловая обстановка чуть более благоприятней, добытчики старшего мастера Георгия Николаевича Федоренко — отменнейшего, должен сказать, мастера, недаром — орденоносец... — не упустили бы своего. И не пришлось бы нам теперь ломать голову над вопросом, как оценить этот рейс «Хермана Арбона»...

Л. ФИРСОВ.
ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ «ХАНСА ПЕГЕЛЬМАНА» - 31 10 1978
Транспортный рефрижератор «Ханс Пегельман", построенный николаевскими корабелами, вступил в строй нашего флота в начале октября 1969 г. За девять лет эксплуатации судна его экипаж добился многого. Особо хочется при этом отметить усилия команды и прежде всего судомеханической службы, направленные на увеличение межремонтного периода. В апреле 1970 года экипажем были приняты социалистические обязательства, работать без заводского ремонта четыре с половиной года. Фактически же судно отработало без заводского ремонта 5 лет и 2 месяца. За этот период на ТР «Ханс Пегельман» не было аварийных случаев по вине личного состава, задержек в получении документов Регистра СССР, неудовлетворительных оценок по техническому состоянию судна и работе экипажа при ежегодных осмотрах.
Основная нагрузка при такой интенсивной эксплуатации судов и механизмов в основном легла на плечи судомеханической службы, поскольку все эти годы транспортный рефрижератор практически не пользовался услугами судоремонтного завода. Все профилактические осмотры и ремонты выполнялись силами личного состава в период разгрузочно-погрузочных работ в советских и иностранных портах. Например, почти все профилактические ремонты главных двигателей — типа ЗД-100 — производили мотористы и механики. До заводского ремонта двигатели отработали в среднем по 14000 часов. Для этого каждой из четырех машин необходимо было произвести три раза профилактику с полной разборкой: подъемом поршней, верхних коленчатых валов и других деталей. Аналогичные работы производились со вспомогательными двигателями и механизмами.
Инициаторами увеличения межремонтного периода и безаварийной эксплуатации явились капитаны-директора О. Яливец, Ю. Кулев, главные механики А. Руднев, В. Шапошниченко, вторые механики Ю. Шабунин и С. Желобков. Приказом генерального директора объединения большая группа лиц, проработавших на судне более двух лет, была поощрена.
До первого заводского ремонта ТР «Ханс Пегельман» сделал 22 рейса, доставил в порт 77000 тонн рыбной продукции. В конце 1974 года судно было поставлено в заводской ремонт в Клайпеде а в сентябре 1975 года вышло в очередной рейс. Затраты на ремонт не превысили выделенного лимита. Большая заслуга в контроле за качеством и полнотой ремонта принадлежит главному механику В. Шапошниченко, второму механику С. Желобкову и старшему помощнику А. Хуторецкому.
После окончания ремонта судно было переведено на систему непрерывного технического обслуживания (СНТО). Командный состав тщательно изучил документацию по СНТО.
В 1976 г. судну планировалось 20 суток межрейсового ремонта с выводом из эксплуатации при трудоемкости 6000 нормо-часов. Фактически транспортный рефрижератор простоял на СРЗ 9 суток, а трудоемкость составила 3888 нормо-часов. В следующем, 1977 г. судно выводилось из эксплуатации только для очередного докового ремонта. В нынешнем 1978 г. рефрижератору было запланировано 25 суток межрейсового ремонта при трудоемкости 6000 нормо-часов. Однако «Ханс Пегельман» не использовал ни одних суток, а СРЗ объединения выполнил лишь отдельные работы, в основном проверочного характера, на 920 нормо-часов.
Как видно из приведенных данных, экипаж судна верен своим традициям и успешно борется за продление межремонтного периода. С целью продления межремонтного периода по предложению механико-судовой службы и по согласованию с Таллинской инспекцией Регистра СССР ТР «Ханс Пегельман» переведен на непрерывную систему классификации. Это значит, что на команду судна, помимо профилактических работ, возлагаются дополнительные обязанности по предъявлению механизмов и узлов Регистру СССР, а на промысле — доверенным лицам Регистра СССР. Это большая и ответственная работа, и при соблюдении утвержденных планов-графиков (т. е. когда будут выполнены все предъявления) Регистр СССР назначит новые сроки очередного освидетельствования судна.
Задача, которая стоит перед коллективом ТР «Ханс Пегельман» — это обеспечить эксплуатацию судна без заводского "ремонта до конца 1981 года. Механико-судовая служба объединения надеется, что дружный и дееспособный экипаж успешно справится со своими обязанностями и обязательствами и тем самым приумножит добрые традиции «Ханса Пегельмана».

В. БУРАКОВ, механик-наставник.
СДЕЛКА С СОВЕСТЬЮ -28 09 1978
+ СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О КОНТРАБАНДЕ +

ЧТО поделать—время от времени нашей газете приходится писать о контрабандистах.
...Берусь категорически утверждать: читал, конечно же, читал матрос Михаил Кондратюк с СРТР-9045 «Панга» корреспонденцию «Контрабандисты», опубликованную в нашей газете несколько месяцев назад. Свидетели, проходившие по его делу — теперь уже бывшего матроса — оказывается, довольно хорошо помнят ту корреспонденцию. Да, читали, обсуждали между собой. Напомним: речь в ней шла о контрабандистах с танкера «Криптон". И о соучастниках преступления, которые также предстали тогда перед судом, но только в качестве свидетелей — это те, кто «по-товарищески", в силу «благих» порывов советовали и покрывали контрабандистов, воистину не ведая, что творят — помогли-таки своим товарищам расстаться со свободой...
Нечто подобное — едва ли не один к одному, как говорят — повторилось и на СРТР-9045. Были и друзья-доброхоты, активно содействовавшие матросу Кондратюку в его контрабандных делах, и те же наивные ссылки на то, что-де не знал, не ведал и слыхать не слыхал об уголовной ответственности за такое преступление. Разница только в том, что доброхотов в данном случае было куда больше, нежели в печальной истории с «Криптоном», и сыграли они куда более активную и зловещую роль в том, что чистый и честный человек, каким до недавнего времени был Михаил Кондратюк, запятнал себя грязным, бесчестным контрабандным делом.
Да, есть веские основании полагать, что именно таким он был до своего последнего рей-са на СРТР-9045. На суде зачитывалась целая полдюжина характеристик Кондратюка, заработанных им за восемь лет работы в нашем объединении. Включая и последнюю. Капитану СРТР-9045 В. Спицину хватило твердости не чернить человека, угодившего на скамью подсудимых, хоть и нажил ему Кондратюк немало неприятностей по служебной линии... Вкратце суть всех этих характеристик сводится к тому, что был матрос М. Кондратюк человеком дисциплинированным и старательным, крепким в море — «не терялся в сложных ситуациях», неоднократно поощрялся за добросовестный труд; в общественной жизни активность проявлял, за рубежом вел себя достойно; морально устойчив...
Оставаться бы ему таким и впредь, плавать бы да плавать на рыболовецких судах, тем паче стал бывший матрос мастером добычи, и неплохим мастером, хоть и ходил в море в такой должности один, увы, последний свой рейс. Так и было бы. Если б не стечение неблагоприятных житейских обстоятельств и если б не друзья-приятели, превратно понимающие чувство и долг товарищества.
Вот эти обстоятельства. Незадолго до этого злосчастного рейса на СРТР-9045 родился у Кондратюка второй ребенок — второй сын! Радость, конечно. Событие. Омрачило их только то, что не было у Кондратюка жилья, жена проживала в общежитии. Правда, стояла в очереди на кооперативную квартиру. Долго стояла, прямо скажем. Что поделать — не хватает нам еще жилья и не одни Кондратюки ощущают на себе остроту этой проблемы. Вернее, ощущали, ибо, учитывая особые обстоятельства, в которых они оказались, подвинули их в очереди и предоставили трехкомнатную кооперативную квартиру. Не хватило денег на первый взнос — пришлось занимать на стороне. Долг предоставили при условии скорого возврата. Сумма изрядная, за один рейс не покрыть...
Что ж, случается н такое, жизнь есть жизнь. Не один Кондратюк попадает в такую ситуацию. Но далеко, ох как далеко не каждый ищет выхода из подобных положении противозаконным путем. Он же... Впрочем, как утверждал Кондратюк на суде, все произошло чисто случайно. В какой-то пивнушке подошли-де к нему двое незнакомых (?) «работяг» и предложили за полсотни — всего-то! — рублей 40 кг дефицитного баббита: там, за границей, только покажи!..
На судне, понятно, тоже никто не знал, не ведал и не видел, как провозил Кондратюк «денежный» металл, как выносил его в порту Лас-Пальмас, как выручал за него 30 тысяч песет... И как скупал 544 женских платка, 42 складных зонтика, 7 пакетов женских же колготок и прочих и прочих заграничных вещичек, включая 17 пачек жвачки, то бить, жевательной резинки.
Выходит, еще одна сказочка? Никто ровным счетом ничего не видел, не знал! Начиная с третьего механика Рейна Солла, вместе с которым Кондратюк три дня подряд ходил по магазинам в Лас-Пальмасе. «Когда он успел продать баббит и накупить столько товара, даже не представляю...» — утверждал на суде свидетель Р. Солл, А когда Кондратюк попросил его записать в свою — Солла — таможенную декларацию часть «лишних» товаров, тот же Р. Солл, не задумываясь и не задавая никаких вопросов, с готовностью согласился. Ну, прикупил моряк «лишку" одних товаров за счет других, но ведь на разрешенную же сумму, полагал-де механик! Так же, «по-товарищески» поступил и начальник радиостанции Владимир Завилохин, вписав в свою декларацию «немного» колготок, несколько пачек жевательной резинки и другие товары, не умещавшиеся в декларации Кондратюка. «По доброте душевной... — говорил на суде В. Завилохин. — Помочь хотелось человеку — не каждый попадает в такое положение. Знать бы, чем все это кончится...» Слукавил радист: конечно же, знал, чем это может кончиться. И матрос Анатолий Хоменко знал. И еще пять человек из команды, которые предложили свою «помощь» и услуги М. Кондратюку. 8 членов экипажа из 22-х знали: есть у него «лишние» товары, незаконно приобретенные в инпорту. Приобретенные на «лишнюю» валюту. Откуда она у Кондратюка? Свидетели, выступавшие по его делу, повторяли друг за другом: как-то не задумывались над таким вопросом... Удобная, конечно, позиция — поди, поставь в вину людям, почему не задумывались. Удобная, хотя и несостоятельная на все 100 процентов.
Итак, по доброте душевной... Не будем иронизировать по этому поводу. Надо быть добрым по отношению к товарищу, тем более — попавшему в затруднительное положение. Действительно, не позавидуешь человеку. Действительно, не с каждым такое случается. Но быть добрым за счет других, общества, государства, наконец, — что же это за доброта? Ущербная для всех. И прежде всего для самого Кондратюка. Скажем прямо: воспротивься, восстань хоть кто-нибудь против этой «доброты», заяви об этом вслух, при всех—не пошел бы на сделку со своей совестью Михаил Кондратюк. И не пришлось бы ему горько раскаиваться в содеянном. И в вине перед товарищами, которые поплатились за свою «доброту» работой на флоте, паспортами моряка, репутациями, характеристиками — закон есть закон, устав флота — устав, он лишает таких людей права ходить в заграничное плавание, позорить честь и достоинство советского моряка. Суд, конечно, учел так называемые смягчающие обстоятельства. К счастью, их оказалось немало: чистосердечные признания и раскаяние Кондратюка, положительные характеристики, случайность, если так выразиться, преступления, несостоявшуюся спекуляцию. Но радоваться, конечно, нечему. Выражаясь юридической терминологией, преступное деяние совершено. Надо отвечать перед законом, на то он и закон, при всей гуманности нашего, советского правосудия.
Сделка с совестью и истинное добро — вещи несовместимые. Взаимоисключающие.

Л. ФИРСОВ.
КОМСОРГ С «ЮХАНА СМУУЛА» - 19 09 1978
СВОЕ восемнадцатилетие курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Ваня Касьян встречал на борту учебно-производственного судна «Гриф». Совершеннолетие пришлось на первую в жизни встречу с морем. Было это ровно десять лет назад, во время плавательной практики. Сегодня многие на «Смууле» величают его по имени-отчеству: Иваном Ивановичем. Да это и не удивительно. Касьян — опытный механик, грамотный специалист.
Самая примечательная его черта — тяга к знаниям, ко всему новому. Когда почувствовал, что нельзя довольствоваться лишь средним образованием, на время прервал работу и поехал учиться в Калининград, в высшее мореходное училище, и успешно его закончил.
Он постоянно в курсе всех технических новинок и открытий. Подвластна должна быть механику любая судовая техника: дизель-генераторы, насосы, котельные механизмы — все обязан уметь разобрать и собрать, знать до последнего шплинта. Вот, пожалуй, единственный и простой секрет успехов Ивана Касьяна. И плюс, конечно, увлечённость. Это же привлекло его к рационализаторской работе на судне. Участвует в разработке предложения «Реконструкция топливных насосов высокого давления вспомогательных дизель-генераторов». Прямо в рейсе — переустройство механизмов. И желаемый результат: совершенствуется работа двигателя, улучшается удобство обслуживания, увеличивается безотказность работы топливных насосов. Так был вскрыт еще один резерв производства. Между прочим, это уже третье предложение Касьяна. А всего в этом рейсе моряками «Юхана Смуула» внесено пять усовершенствований.
Третьему механику Ивану Касьяну минувший рейс, вероятно, особо памятен. Он возглавил судовую комсомольскую организацию. Это стало первым партийным поручением молодого коммуниста.
Не металлом единым жив человек. Комсомольского секретаря волновали духовные запросы молодежи, ее нравственные устремления. Отрадно: молодые моряки показали себя неравнодушными, отзывчивыми на добрые начинания.
Взять, к примеру, судовые лекции. Не для «галочки» они — для того, чтобы каждый на «Смууле» за сотни миль от родных берегов знал о событиях в своей стране, чувствовал себя к ним причастным.
Не один день провели в судовой библиотеке лекторы комсомольцы третий и четвертый помощники капитана Виталий Макаров и Николай Волохно, член КПСС Ивам Касьян. Внимательно следили они за периодикой, изучали брошюры. И рождались темы — о том, что волнует и интересует молодежь. А в часы лекций собиралась большая аудитория.
В дни, когда в Москве проходил XVIII съезд ВЛКСМ — РТМ-7229 шел из Дакара на промысел, — Касьян рассказывает о трудовых свершениях Ленинского комсомола. Доклад его: «Всегда с партией, всегда с народом». Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе выступил Волохно — «Комсомольцы в борьбе за антиимпериалистическую солидарность и дружбу молодежи всех стран».
Не только обязанностью, но внутренней потребностью стала для Ивана Касьяна работа с молодежью. Он пропагандист лекторской группы. Вместе с комсомольцами из редколлегии — врачом Зинаидой Гайдук, матросом Анатолием Харитоновым, мотористом Александром Скачковым — выпускает общесудовую газету «Атлантик». Времени хватило, чтобы помочь матросу Михаилу Грискиву, одиннадцатикласснику заочной средней школы моряков, преодолеть трудности математики. Товарища выручил, когда тому понадобилось смастерить деталь для самодельного маяка -сувенира... Словом, немало друзей осталось у Ивана на «Юхане Смууле". Впрочем, они вокруг него всегда. Быть с людьми, жить с ними одной жизнью — в этом нашел свое призвание молодой коммунист.

Н. КРУТИКОВА.
БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД - 12 09 1978
С БЮРО ПАРТКОМА

Бюро парткома объединения «Эстрыбпром» рассмотрело вопрос «О состоянии воспитательной работы на БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан».
Очень важную задачу партийная организация и командование судна видели в том, чтобы воспитывать моряков в духе коммунистической идейности и убежденности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Вся проводимая работа строилась на основе комплексного подхода к постановке всего дела воспитания, т. е. обеспечивалось единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Партийная организация в рейсе состояла из 20 членов КПСС и одного кандидата в члены партии. Партбюро возглавил старший механик Н. Нардюшев. Перед коммунистами стояла цель — создать на судне сплоченный и дружный коллектив, способный справиться с поставленными перед ним задачами. Коммунисты находились на всех участках работы, во всех службах, знали настроение людей, их нужды и запросы, оперативно информировали партбюро об имеющихся недостатках, принимали меры к их устранению.
Члены КПСС проводили в рейсе большую общественную работу, выполняя обязанности пропагандистов, лекторов, политинформаторов, возглавляли общественные организации судна, показывали пример как в работе, так и в быту.
Особо важное значение партийная организация придавала дальнейшему развитию и совершенствованию социалистического соревнования, повышению его эффективности, рациональному использованию сырья, повышению качества выпускаемой продукции. В сложной промысловой обстановке, работая в двухсотмильной зоне Канады, экипаж прилагал максимум усилий для выполнения производственного задания. В результате план по вылову был выполнен на 110,4 процента, по выпуску товарной продукции — на 116,9 процента, пищевой — 112,5 процента, задание по разделке было перевыполнено в 3,8 раза. На пищевые цели направлялась практически вся пригодная для этого рыба.
Широко было развернуто социалистическое соревнование за присвоение звания ударника коммунистического труда. Подтвердили это звание 44 члена экипажа, впервые завоевали 18 моряков.
Комсомольская организация, которую возглавлял коммунист П. Ковальчук, также принимала активное участие, как в производственной работе, так и в общественной жизни. Многие комсомольцы учились в заочной школе, в специальных учебных заведениях. Два комсомольца — Г. Егоров и А. Качан были приняты кандидатами в члены КПСС. Большое внимание партийная и комсомольская организации уделяли наставничеству, индивидуальной работе с моряками. Бюро парткома объединения «Эстрыбпром» одобрило деятельность партийной организации БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан" и обязало коммунистов судна совершенствовать воспитательную работу среди членов экипажа, шире развивать социалистическое соревнование.

О. ГРИШИН.
Памяти комсомольцев БМРТ-555 . «ФЕОДОР ОКК»: ЭТО БЫЛО НА ПРОМЫСЛЕ - 05 09 1978
У КАЖДОГО судно своя судьба. Одно победно спешит из рейса в рейс, за другим водится репутации «невезучего»… В этом плане завидна участь БМРТ-555 «Феодор Окк», заслуженно считающегося передовиком нашего флоте. Один из первых комсомольско - молодежных экипажей в «Эстрыбпроме», рейсы его — яркая летопись ударных рыбацких дел, Трудно переоценить их значимость для всей молодежи нашего объединения. Инициатива и энтузиазм комсомольцев судна общеизвестны. Зачинатели социалистического соревнования под девизом «От 60-летия Великого Октября — к 60-летию ВЛКСМ», инициаторы борьбы за право именоваться экипажем имени 60-летия Ленинского комсомола, обязательство — выполнить план трех лет пятилетки по вылову и выпуску мороженой продукции (это слово они сдержали!)... Вот так — очень четко определен путь экипажа высшего класса — экипажа коммунистического труда.
В боевитости, активности комсомольской организации «Феодора Окка» — дух времени: сегодняшний труд посвящен 60-летию Ленинского комсомола. Только что закончился очередной рейс. Рабочий ритм, высокий накал соревнования ощущается в рапортах экипажа, в итоговых показателях: вылов — 104,6 процента, заморозка — 111,6 процента, мука — 125 процентов.,.
Комсомольский секретарь, третий помощник капитана Николай бирюков — старый знакомый.
— Николай, вот уже три рейса возглавляешь ты судовую комсомольскую организацию. Чем памятен минувший рейс?
— Ну, прежде всего, я бы сказал — молодостью его участников. В большинстве своем — молодежь до 25 лет. Нашей ударной силой стали 53 члена ВЛКСМ, двое из них — технолог Геннадий Фомин и старший тралмастер Владимир Калиновский в конце рейса рекомендованы кандидатами в члены партии.
Хорошо, точно подметил Бирюков силу молодости. И, пусть, кому-то не доставало опыта — рядом старшие, доброжелательные помощники. Нельзя принижать сам молодежный дух, энергию, инициативу. Вот в чем суть. Рейс показал: упорно тянутся молодые моряки к знаниям, деятельности. Матрос второго класса комсомолец Виктор Плющ выдерживает испытание на первый класс. Виктор Танюк в рейс тоже уходил матросом второго класса, а вернулся с новой, приобретенной в море специальностью — машиниста РМУ. Помогли опытные специалисты по рыбомучным установкам: товарищ-комсомолец Петр Кедик и наставник постарше — Владимир Ильиных. Об активности молодых моряков, стремлении к профессиональному росту свидетельствует и такой факт - 27 членов ВЛКСМ носят звание «Ударник коммунистического труда», еще 26 — боролись за таковое.
Еще достоинство: молодежь легка на подъем. Это и помогает ей быть в первых рядах. Комсомольцы двух комплексных бригад вели упорную борьбу за первенство в социалистическом соревновании. И то, что лидерами стали моряки первой бригады, отнюдь не умаляет заслуг их соперников.
По радиотрансляции, в листках-«молниях»: впереди бригада члена ВЛКСМ Юрия Уткина. Идет рыба — ни о чем не думаешь, кроме рыбы. Рекорд бьет бригада молодого коммуниста Юрия Свиридова... Звучит призыв матросов-комсомольцев Николая Заглады и Петра Ляшенко на цеховом собрании: «Есть силы перекрыть план. Даешь собственный — наш «потолок»!» И задания перевыполнялись, и как! 146 тонн мелкой расфасовки мойвы (в плане — 15 тонн), 134 тонны крупноблочной тушки (план 10 тонн)...
И все же: выстоять на передовой — дело нелегкое. Рейс выдался трудным. Работали в очень сложной промысловой обстановке. Семнадцать суток вынужденного дрейфа... Привычным к суровому промысловому ритму рыбакам тяжелее всего давалось такое вот выжидание. Пережить, не пасть духом. Выдержали. И с этого начиналась победа.
Плодотворным союзом двух бригадиров — Юрия Свиридова и Юрия Уткина — обернулось увлечение обоих фотографией. Ни одно важное событие на судне не осталось не замеченным их камерой. Новый трудовой рекорд и дружеское чаепитие, необычный пейзаж за бортом: ледовые поля и нежданный улов — акула в трале... Фото в стенгазету, желающим - снимок на память. На память о «Феодоре Окке», о комсомольской дружбе, зародившейся в нелегкой борьбе за план, в краткие минуты отдыха.
О последних стоит сказать особо. Сколько замечательных песен было спето на вечере, посвященном Первому мая! К сожалению, единственном общесудовом празднике в этом рейсе. Организатору того памятного вечера — члену комсомольского бюро матросу Виктору Забалуеву буквально отбоя не было от самодеятельных артистов. И хотя на подготовку ушло всего-то чуть больше недели, исполнительское мастерство выступающих оказалось на уровне. Радость и веселье в зале. Остроумный и находчивый конферансье — котельный машинист Петр Клинавой, обаятельная певица — официантка Ирина Зуева. Сам Виктор — бессменный аккомпаниатор на гитаре... Настоящий смотр самодеятельных талантов и дарований, И не только. Этот день Первомая, праздничный вечер помог комсомольцам открыть друг друга с новой, неведомой дотоле стороны, сплотил и позвал в день завтрашний.

Н. Крутикова.
Памяти комсомольцев РТМС-7504 «Пейпси». В ПЕРВЫХ РЯДАХ-КОМСОМОЛЬЦЫ - 05 09 1978
Этот рейс РТМС-7504 «Пейпси» начинался в первых числах апреля. На переходе на промысел были созданы общественные организации, в том числе и комсомольская, в которую вошел 31 член ВЛКСМ, пост «Комсомольского прожектора», редакция стенгазеты «Волна». С прибытием на промысел развернулось социалистическое соревнование между службами, вахтами и бригадами. Этому способствовала большая подготовительная работа партийной, профсоюзной и комсомольской организаций судна. Каждый член экипажа принял личные социалистические обязательства, выполнение которых обсуждалось потом на общих собраниях.
Удачи радовали и вдохновляли на новые дела. Вскоре стали перекрываться, причем в несколько раз, суточные задания по вылову, заморозке и выпуску шкереной рыбы,
Разделка, можно сказать, была взята под комсомольский контроль. Высокий темп работы, взятый членами экипажа в начале промысла, сохранялся в течение всего рейса. На суд-не были созданы три комсомольские группы: в двух комплексных бригадах и в машинной команде. Комсомольцы и молодежь комплексных бригад добычи и обработки внесли особенно заметный вклад в успешное выполнение рейсового задания. Групкомсоргом первой комплексной бригады был избран матрос В. Чурилин, групкомсоргом второй — матрос Р. Нафиков, в машинной команде — слесарь-наладчик А. Гусько. Члены машинной команды дружно выходили на подвахты по разделке рыбы. Отлично справлялись они и со своими непосредственными обязанностями. Среди комсомольцев машинной команды можно отметить хорошую работу А. Гуськова, М. Жукова, А. Петрова. Ежемесячно на общих собраниях подводились итоги социалистического соревнования, выявлялись победители.
Все комсомольцы активно участвовали в общественной жизни, добросовестно и инициативно выполняли поручения. А не имеющие среднего образования располагали хорошими возможностями для повышения своего общеобразовательного уровня непосредственно на судне. Действовал учебный совет. Зачеты принимались судовыми общественными консультантами. В рейсе у нас на борту неоднократно бывал хорошо знакомый нам преподаватель заочной школы моряков Борис Михайлович Артюхов.
Исключительное внимание уделялось комсомольской организацией качеству выпускаемой рыбопродукции. Вопрос этот не раз был предметом заинтересованного разговора на комсомольских собраниях. Каждый член экипажа понимал, что от качества его труда зависит успех рейса всего экипажа. И не будет преувеличением сказать, что с этой задачей мы успешно справились; на судно не поступило ни одной рекламации на изготовленную продукцию.
Среди комсомольцев нелегко выделить отличившихся в рейсе, все работали очень хорошо. За отличную работу и примерную дисциплину занесены на судовую Доску почета имена комсомольцев С. Скупого, В, Гудилина, В. Гусака, третьего электромеханика П. Беленко. И самое главное: судну присвоено почетное звание «Экипаж коммунистического труда». Хочется верить, что рыбаки «Пейпси» с честью оправдают его и достойными делами встретят первую годовщину новой Конституции СССР и славное 60-летие Ленинского комсомола.

А. СЕРЕДА,
секретарь комсомольской организации РТМС-7504 «Пейпси».
БММРТ-186 «Иван Грен». ЕСЛИ ЛЮДИ БОЛЕЮТ ЗА ДЕЛО - 04 07 1978
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ

Ровно полгода пробыл на промысле в районе Центрально-Восточной Атлантики БММРТ-186 «Иван Грен». Работать пришлось в сложнейших условиях. Уже привычными стали слова: «промысловая обстановка была неудовлетворительной». Район промысла, где находился БММРТ-186, был практически полностью перекрыт 30-мильной зоной. Дважды объявлялась даже 36-мильная зона. Основные рабочие глубины не были доступны для рыболовства. Ко всему этому прибавились большие потери промыслового времени. 29 раз пришлось швартоваться к плавбазам и танкерам. Многовато за один рейс!.. Но и это еще не все: из-за отсутствия топлива потеряно 20 суток. То есть девятая часть промыслового времени! Как не появиться чувству неуверенности! Пришли на промысел работать засучив рукава, а приходится загорать почти в идеальных условиях...
И все-таки не пали духом рыбаки, сделали все, что можно было сделать в таких условиях. И хотя план по вылову и заморозке не выполнен на все 100 процентов, все усилия были сосредоточены на выпуске пищевой продукции. Если планом было предусмотрено дать пищевой продукции в денежном выражении на сумму 1032,6 тыс. рублей, то фактически выпущено на 1140,5 тыс. рублей, что составляет 110,4 процента. И здесь следует воздать должное не только рыбообработчикам, но и народным контролерам. Борьба за максимальное направление добываемого сырца на пищевые цели, за высокое качество выпускаемой рыбопродукции была их главным делом. То же следует сказать и о помощнике капитана по производству — А. Н. Волга, он же секретарь партбюро. Весьма и весьма ответственно отнесся он к выполнению планового задания по пищевой продукции и как технолог, и как секретарь парторганизации.
Хорошо работала в рейсе группа народного контроля, возглавляемая матросом первого класса Ю. Лермонтовым. За этими словами — большая целенаправленная работа по повышению эффективности промысла. Это тем более приятно сказать сейчас, потому что в предыдущем рейсе группа народного контроля получила существенные замечания. Нелицеприятный разговор на эту тему состоялся тогда у председателя комитета народного контроля объединения В. Зинченко с первым помощником капитана Б. Горбенко. Критика была справедливой. Выводы, как мы теперь видим, сделаны правильные. Работа народных контролеров в минувшем рейса заслуживает всяческой похвалы.
В состав группы народного контроля было избрано 8 членов экипажа, из них 5 коммунистов. В течение рейса группой народного контроля проведено 12 проверок качества выпускаемой рыбопродукции. Многие проводились совместно с «Комсомольским прожектором» (начальник штаба "КП " комсомолец А. Герасименко). Но качество было не единственной заботой народных контролеров и «прожектористов». Много внимания уделяли они и сдаче рыбопродукции на транспортные рефрижераторы, учету сдаваемого груза — так же 12 проверок... Народные контролеры Юрий Лермонтов, Михаил Сапронов, Владимир Поломарчук, Василий Стрижаченко и другие осуществляли постоянный контроль за правильностью выдачи продуктов на камбуз, рациональной загрузкой трюмов, хранением и использованием тары, расходованием и списанием материалов.
Вот строки из одного акта проверки: ...«Мы, нижеподписавшиеся: председатель группы народного контроля Ю. Лермонтов, член группы народного контроля Н. Шевчук, в присутствии сменного мастера В. Кучинского произвели проверку правильности расфасовки, заморозки и упаковки рыбопродукции. В результате проверки выявлено, что расфасовка рыбообработчиками производится тщательно, упаковка и маркировка соответствуют ГОСТу, вес брикетов также»...
План работы группы народного контроля, составленный на этот рейс, выполнен по всем 20 пунктам.
«На общесудовых собраниях информировать экипаж о работе народных контролеров» — гласит один из пунктов этого плана. Такие собрания состоялись, члены экипажа систематически заслушивали отчеты контролеров. Знали, что они не пропустят брак в работе.
Председатель комитета народного контроля объединения «Эстрыбпром» В. Зинченко сказал:
— Органы народного контроля призваны осуществлять систематический контроль за выполнением государственных планов и заданий. Их задача — добиваться устранения выявленных недостатков, строить свою работу на основе гласности, принципа коллективности. С этими задачами группа народного контроля БММРТ-186 «Иван Грен» в последнем рейсе полностью справилась.

И. ШПЕРОВ.