ДОРОГА В МОРЕ – 13 06 1991

Автор
Опубликовано: 2311 дней назад (29 декабря 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди нашего флота

Какая дорога ведет человека в море, делает его моряком? Наверное, сколько людей, столько и дорог, но, как правило, начинаются они, хотя бы в мечтах, в детстве, в юности... В особенности у тех, кто живет на морском берегу, в Таллинне, например, на Черном море, кто море видит раньше, чем первые страницы букваря. Но бывает и по-другому...

Помощник капитана по добыче Михаил Иванович Лавруша ни в детстве, ни в ранней юности о море не мечтал. Жил от него далеко, с морем был знаком только по кинофильмам да книгам и ничего особо привлекательного в море не усматривал.
Неожиданностью было для него то, что действительную военную службу проходил на флоте. Тут и познакомился с морем. Служба шла хорошо, с морем отношения сложились тоже вполне «подходящие": однообразие и бескрайность не угнетали, качка не беспокоила, нравилась особая, морская, дружба с товарищами по экипажу.
Но подошло увольнение в запас, и потянуло домой, на родину, на Украину. Казалось — в море хорошо, а дома все же лучше. В Запорожье пошел на строительство, получил специальность крановщика.
Крановщики по самой природе своей работы — индивидуалисты: целую смену один в кабине, все зависит от самого себя. Пока на земле, вроде бы и в коллективе, строители — ребята тоже неплохие, дружные и побалагурить с ними можно, и помогут, и посочувствуют, если что. Но поднялся на кран, положил руки на рычаги и — все. За каждое свое движение отвечаешь сам, и не только за себя — за людей на площадке. В кабине на высоте казалось, будто поднялся на корабельный мостик. И даль открывается, почти как в море. Словом, море вспоминалось все чаще... А тут попалось в газете объявление — эстонский рыбопромысловый флот приглашает на работу в плавсостав.
Так, в достаточно зрелом возрасте, уже «разменяв» четвертый десяток, в 1969 году пришел Михаил Иванович в «Эстрыбпром». Работу начал со специальности матроса-добытчика. Помогло то, что имел квалификацию крановщика, а значит — и лебедчика.
Работа пошла успешно, характер — самый "морской": доброжелательный, веселый, трудолюбивый. В любом коллективе, любой бригаде быстро сходился с товарищами и они платили ему взаимной дружбой, уважением. Все же он был старше многих, поопытнее в жизни. Специальность добытчика нравилась, освоил ее быстро.
Через несколько лет окончил Ленинградское мореходное училище по своей рабочей специальности — промышленное рыболовство, стал ходить в море мастером добычи.
На каких только судах ни приходилось ему работать, в каких районах Атлантики — от севера до юга — ни побывал! И с кем ни приходилось ему работать, все — а матросы, и мастера, и капитаны — отмечали какую-то особую основательность, точность в работе — во всем, что делает: ставит или выбирает трал, работает ли на лебедке. Видимо, кроме присущей Михаилу Ивановичу добросовестности, сказалась и «крановая» выучка, где ошибка в миллиметры могла привести к катастрофе. И с ним на палубе работалось лучше — надежен.
В 1982 году М. Лавруша вышел в рейс старшим мастером добычи, по новому определению — помощником капитана по добыче. Но по-прежнему его чаще всего можно застать на промысловой палубе — и во время постановки и выборки трала, во время ремонта, при всех других работах.
И по-прежнему остался таким же доброжелательным, хорошим, надежным товарищем, готовым первым подставить свое плечо, когда кому-то рядом трудно.

Н. МОЛЧАНЮК.
Фото Р. ЭЙНА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!