Правильная (пра́ведная) духовная жизнь Православного Христианина.
Автор
|
Опубликовано: 119 дней назад (25 января 2025)
Блог: Блог клуба - Странник
|
0 Голосов: 0 |
Правильная (пра́ведная) духовная жизнь Православного Христианина.
1. Борьба с греховными страстями:
«Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» - святитель Игнатий (Брянчанинов).
Простое перечисление грехов на исповеди, без искреннего внутреннего сокрушения о них, без желания избавиться от соответствующей стасти, рождающей исповедуемый, нельзя ещё назвать покая’нием.
Наша духовная жизнь должна быть направлена на борьбу со своими греховными страстями.
Все мы рождаемся с полным набором страстей, которые наследуем от своих родителей через родовой грех. В нас есть корешки всех страстей, которые действуют в нас в большей или меньшей степени. Но увидеть в себе страсти очень не просто.
Что же для этого требуется? Святые отцы учат, что для этого нужно начать понужда́ть (принужда́ть) себя к исполнению евангельских заповедей. Для того же, чтобы пону́дить себя к их исполнению, необходимо с ними познакомиться. А чтобы держать их всегда в памяти, нужно ежедневно, хотя бы понемногу, читать Евангелие и Апостольские послания.
Что же происходит, когда человек начинает понужда́ть себя к исполнению заповедей? Происходит то, что он постепенно обнаруживает, что не может должным образом исполнить ни одной заповеди. Заповедь говорит: не гневайся напрасно, а я непрестанно гневаюсь; заповедь говорит: не осуждай, а я непрестанно осуждаю; заповедь говорит: делись своим име́нием с нуждающимся, а я скуп; заповедь говорит: не помышляй в мыслях своих ничего дурного и скверного, борись с греховными чувствами и желаниями …; заповедь говорит: любите врагов ваших, а я и ближних своих правильно любить не умею и т.д.
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю…Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти» - Послание к римлянам, гл. 7- апостол Павел.
«Тщательное исполнение Заповедей Христовых научает человека его НЕ́МОЩИ (смире́нию)» - преподобный Семео́н Новый Богосло́в.
«Первым признаком начинающегося здра́вия души является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской» - преподобный Иоанн Домаски́н.
Большое дело обнаружить действующие в себе страсти, но недостаточное для спасения. Далее человек призывается к борьбе со страстями:
«Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принужда́ть (заставлять) себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принужда́ть себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кро́тости, если кто не имеет кро́тости; принуждать себя к тому, чтобы быть милосе́рдным и иметь ми́лостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебреже́ние, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижа́ют или бесче́стят, не приходить в негодование …; надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвиза́ется и против воли сердца с усилием обу́здывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кро́тость, утро́бы щедрот, истинную доброту и, одним словом, исполнит его духовного плода». – преподобный Макарий Великий – «Духовные беседы»; Беседа 19-я.
На пути противобо́рства своим греховным страстям человек обнаруживает, что только своими силами, без помощи Божьей, он не может победить ни одной страсти. Победить страсти человек не может, но желать победы и бороться со страстями может каждый человек*.
* «И несправедливо иные, введенные в обман лжеучением, утверждают, что человек решительно умер и вовсе не может делать ничего доброго. Хотя младенец ничего не в силах делать или не может на своих ногах идти к матери, однако же он, ища́ матери, движется, кричит, плачет. И матерь сжа́ливается над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее». – преподобный Макарий Великий - «Духовные беседы» - Беседа 46.
Только увидев свою не́мощь, своё безси́лие в борьбе с греховными страстями, человек может ощути́ть острую потребность в Спаси́теле. Только не́сколько смири́вшись человек способен уверовать во Христа. Тем, кто видит себя святым и праведным Спаситель не нужен.
Святые Отцы учат, что каждая страсть имеет свой корень. Хочешь победить блу́дные мысли, чувства и желания – борись со своим тщеславием и хвастовство́м, воздерживайся в пище и питие́; хочешь победить свою скупость, заставляй себя против воли своего сердца подавать милостыню и помогать нуждающимся; хочешь победить зависть - борись со своим славолю́бием, всячески избегай похва́л; хочешь победить памятозло́бие и осуждение ближних - молись за того, на кого злобствуешь или кого осуждаешь и т.д. Не вырвав корня, никогда не победишь страсть.
«Ибо когда не исторгнуты корни, то терние необходимо опять вырастает… И все святые отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трёх: от славолю́бия, сребролю́бия и сла́столюбия, как я часто говорил вам» - «Душеполезные поучения аввы Дорофея» - поучение 12 - преподобный Авва Дорофей.
С чего нужно начинать борьбу со страстями? С малого. В любом духовном деле требуется постепенность. «Верный в малом над многим поставлен будет» - Евангелие. Нельзя неразумно взваливать на себя то, что тебе пока не по силам, но необходимо понести́ то, что еще в силах потяну́ть. Однако, по слову святых Отцов, бороться необходимо сразу и одновременно со всеми страстями, которые в тебе обнаружились. Постепенно, через малое де́лание страсти начнут утихать.
Можно подумать, что ви́дение своей греховности обрекает человека на душевные страдания. Однако это не так. Когда человек постепенно приобретает смирение (начинает видеть свою греховность и поврежденность), Бог посылает такому человеку по мере его смирения и меру духовной радости, причем радости не мнимой и преходя́щей, а настоящей, утешающей душу человека.
Всякий грех начинается с услажде́ния нечистым по́мыслом, часто повторяемый грех обращается в навык и страсть, поэтому в первую очередь необходимо бороться с нечи́стыми по́мыслами, чувствами и желаниями. Средство борьбы здесь одно – пост и молитва. При этом, по совету святых Отцов, молитва в данном случае должна быть краткой («Господи помилуй», или Иисусова молитва, или молитва мытаря). Нужно не переставать молиться, пока не отойдет дурной помысел, чувство или желание.
Совет протоиерея Дмитрия Смирнова:
Четыре способа избавления от тщеславия (славолю́бия):
1. Молчать, когда не спрашивают.
2. Не отвечать больше, чем содержит вопрос.
3. Если не спрашивают - не высказывать собственное мнение.
4. Если очень просят высказать мнение, говорить очень кратко.
2. Молитва
Когда человек увидит, что только своими силами он не способен победить в себе ни одной страсти, тогда он обращается к Тому, Кто способен освободить его из этого рабства и плена. Молитва – это устное обращение к Богу, беседа с Богом.
По учению святых Отцов молитва должна быть:
1. Неспе́шной, т.е. слова молитвы необходимо произносить неспе́шно (из опыта свт. Игнатия Брянчанинова на произнесение 100 молитв Иисусовых требуется около получаса. Земные поклоны и крестное знамение при молитве следует делать весьма неспе́шно. Поясной поклон при молитве совершается только после наложе́ния на себя кре́стного знамения, т.е. нельзя спешить, креститься как попало, «ломать» крест);
2. Внимательной. Необходимо вчитываться в слова молитвы, понимать смысл каждого слова молитвы (внимание и чувство покая́ния - душа молитвы); Внимание приобретается постепенно, в течение многих лет. Совсем не рассе́иваться умом в молитве, по мнению святых отцов, свойственно только ангелам;
3. Благоговейной. Мы обращаемся к Самому Богу. Даже к земному царю, люди приступают со страхом и благогове́нием.
Лучшим средством науче́ния внимательной молитве является краткая Иису́сова молитва: «Господи, Иису́се Христе́, Сы́не Божий, помилуй мя грешного». Начать можно с одной – трех молитв Иисусовых в день, но произносимых очень неспе́шно, со вниманием к каждому слову молитвы.
Молитва должна быть по силам, т.е. в молитве, как и любом духовном деле, нужна постепенность («…лучше сказать пять слов умом, чем тысячу языком…» - ап. Павел).
В молитве категорически запрещено искание «сла́достных» состояний. Истинно благода́тные состояния приходят к подвижникам после многолетних трудов по мере приобретения ими смирения, приходят неожиданно, причём к весьма немногим. Искание «благода́тных» состояний и восторгов приводит человека к пре́лести (поги́бели).
Стоящему на молитве категорически запрещено представлять себе Бога, Богородицу, Ангела или святых, ум в молитве должен быть безви́ден (не иметь никаких образов).
При молитве нужно всеми силами стараться не допускать никаких посторонних по́мыслов и мечтаний, даже если они кажутся возвышенными и святыми, потому что следом за такими помыслами, по учению святых Отцов, часто следуют скве́рные и ху́льные помыслы. Все внимание при молитве нужно обращать на слова и смысл молитвы.
Молиться, в первую очередь, нужно об освобождении себя от греховных страстей. В молитве нельзя просить ничего земного ни богатства, ни власти, ни славы, и т.п. («А, молясь, не говорите лишнего, как язычники»- Евангелие от Мф. гл.6.)
В частной молитве можно молиться за всех, и за крещёных и за некрещёных, и даже за самоубийц. Сам Христос молился за своих распина́телей и нам заповедал «…и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» - Евангелие от Матфея - гл. 5.
3. Чудеса, явления, благода́тные состояния, сны и прочее.
Согласно святооте́ческому учению, к чудесам нужно относиться спокойно и нейтрально, т.е. не хули́ть (не отвергать) их, но и не принимать. Не хули́ть, потому что чудеса и прозорливость могут быть от Бога; не принимать, потому что «чудеса» и «прозорливость» могут быть от дьявола. Для жителя 18-го века электрическая лампочка, радио, телевизор, самолет, лазерный луч – чудо, для жителя 20-го века никакого чуда в этих вещах и явлениях нет.
Что касается ло́жных чудес, то они были всегда. Языческие ста́туи «боже́ств» улыбались, мирото́чили и т.п. Египетские жрецы́ повторяли за пророком Моисеем те же чудеса, которые он творил пред фараоном (превращение по́соха в змею и т.п.). Мусульманские и буддистские аске́ты тоже творят «чудеса» (ходят по вода́м, перемещают в пространстве предметы, извлекают из воздуха драгоценности и др.). В настоящее время мирото́чат многие католические ста́туи. В католических странах наблюдаются множественные ложные явления Божьей Матери, которая проповедует такие вещи, о которых лучше не упоминать. Различать истинные чудеса от ложных могут только люди высокой духовной жизни, каковыми мы не являемся. Потому и дан такой совет: не хули́, но и не принимай.
«Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»-Евангелие от Матфея, глава 7.
Чудо не изменяет человека, не избавляет от греховных страстей, и только иногда бывает полезно для укрепления христианина в вере. Тому, кого истина не интересует, кто не задумывается о смысле своей жизни, оно не приносит никакой пользы. Внезапное и неожиданное избавление Богом искренне кающегося грешника от греховной страсти - вот чудо из чудес. Ежегодно на Православную Пасху на Гроб Господень сходит Благода́тный огонь. Каждый год на Православное Крещение Господне воды Иордана поворачивают свои воды вспять. Однако, ни като́лики, ни протеста́нты, ни мусульма́не, ни иуде́и не изменяют своего мировоззрения при виде этих чудес. Они смотрят на чудо, как на зрелище.
Тогда некоторые из кни́жников и фарисе́ев сказали: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (чудо)». Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамение; и знамение не да́стся ему…» – Евангелие от Матфея, глава 12.
Сам Христос говорил в Евангелиях о последних временах следующее:
«Ибо восстанут лжехристы́ и лжепроро́ки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельсти́ть, если возможно, и и́збранных» - Евангелие от Матфея, глава 24.
В наше сму́тное время было немало лжехристо́в, лжепроро́ков и лжецели́телей: Ванга, Кашпировский, Чумак, Лонго, Джуна, Гробовой, Виссарион и множество других проходимцев.
Православные святые всегда всячески скрывали от людей полученные от Бога дары́ чудотворе́ний и прозорли́вости, и когда получали их, умоляли Бога отнять у них эти дары́, т.к. считали себя недостойными их и видели в них опасность для своей духовной жизни.
И, напротив, католические аске́ты, имевшие дары ложных чудотворе́ний и прозорли́вости,полученные от тёмных сил, гордились ими, считали себя достойными их.
Сам Сатана́ может явиться в образе све́тлого ангела, чтобы ввести человека во мнение о себе, в гордыню. Поэтому Православные святые Отцы строго запрещали верить явлениям Христа, Ангелов, святых и умерших, т.к. в нашем па́дшем состоянии нам более свойственно видеть бесо́в. Причём, по свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), видение бесо́в, как правило, свойственно лишь крайне развращенным натурам, например, ме́диумам, спири́там, экстросе́нсам, тяжёлым алкоголикам, наркоманам и т.п.
Святи́тель Игнатий (Брянчанинов) советует в случае явления Христа, Ангела, святого или умершего, перекреститься, закрыть глаза и молиться краткой молитвой Иисусовой, до тех пор, пока не пройдет наважде́ние. По свидетельству святых Отцов, Бог не осудит тебя, если ты не примешь и явного чуда или даже явления Самого Христа.
«Господь не разгневается на того, кто, боясь заблуждения блюдёт себя с крайней осторожностью, даже если он не примет чего-то посланного от Бога… Напротив, Господь хвалит его за здравое рассуждение» - преподобный Григорий Синаи́т.
Нельзя не упомянуть о таких католических «чудесах», как изгнание бесо́в путем произнесения заклина́тельных молитв. Такое явление носит название отчи́тки или экзорци́зма. В католических странах созданы целые институты, которые работают над «проблемой» изгнания бесов. К сожалению, это явление все больше и больше проникает и в нашу Православную церковь. Никогда православные святые не изгоняли бесов произнесением определенных заклинательных молитв, а изгоняли их единым словом, весьма редко и только по особому указанию Божьему.
Всегда ли полезно изгонять беса из бесноватого? Нет. Иногда беснование является полезным для человека и даже вменя́ется ему в му́ченичество. Это происходит тогда, когда человек ведет правильный христианский образ жизни.
Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиере́ем Алексием Зарайским о беснова́той девушке: «Я спрашивал отца Алексия, почему он не выгонит из неё беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается святых Та́ин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый (в Таинстве Причаще́ния), Сам силен изгнать его; а если ей это служит кресто́м очистительным, то для чего же изгонять его?»
«Освободившиеся от бесов, - по мысли блаже́нного Феофилакта Болгарского, - еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в одном из писем: «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух её спасётся... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие уго́дники Божии... Гораздо малова́жнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского (го́рдостного) помысла, могущего навеки погубить душу».
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Между тем обременение де́моном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в гее́нну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы́, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения».
Изгонять бесов свойственно только тем, кто очистился от греховных страстей и имеет от Бога соответствующий дар. По свидетельству святых Отцов, кто какого беса победил, тот такого беса и изгнать может. Когда же за изгнание бесов берётся человек страстный, то бесы только делают вид, что бегут от него.
Святые Отцы Православной церкви запрещают также всяческое искание благода́тных (сла́достных) состояний. Дело подви́жника трудиться, понуждая себя к правильной духовной жизни, к жизни по заповедям. Благодать же подает Бог, подает совершенно неожиданно для грешника, по мере достижения им смире́ния. Ищущие и ожидающие «благодатных» состояний довольно быстро их получают, впадают в прелесть, во мнение о себе. Таковы все католические «святые».
«Когда человек не ради́т о себе (не борется со страстями), то чувствует себя другом Божьим, когда же очиститься от страстей, то чувствует себя крайне отстоя́щим от Бога» - преподобный Исайя Нитри́йский.
По причинам, изложенным выше, святые Отцы Православной церкви строго запрещают верить снам.
В наше непростое для правильной духовной жизни время не следует придавать никакого значения ни получению новых паспортов или ИНН, ни переписи населения, ни штрих кодам, ни шестеркам. Каждому монастырю или церковной общине при регистрации в налоговом органе присваивается ИНН (Идентификационный Номер Налогоплательщика) и без него они не могут законно существовать. На новом паспорте изображен герб со святым Георгием Победоно́сцем, а на старом серп и молот – символы Cоветской власти. Сама Пресвятая Богородица с Иосифом-обру́чником участвовали в переписи населения.
Христос говорит: «Итак, отдавайте ке́сарево кесарю, а Божие Богу». Повиновению властям учит и апостол Павел в своих Посланиях. Отказываться от такого повиновения следует только в случае принуждения ко греху, или когда власть потребует отречься от Христа.
Вывод: В нашем плаче́вном духовном состоянии мы недостойны ни чудес, ни явления ангелов, ни явления святых, ни благода́тных состояний, ни пророческих снов.
Более подробно с Православным христианством и основными мировыми религиями можно на сайте Таллинского мореходного училища (ТМУРП) в Клубе "Странник".
1. Борьба с греховными страстями:
«Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» - святитель Игнатий (Брянчанинов).
Простое перечисление грехов на исповеди, без искреннего внутреннего сокрушения о них, без желания избавиться от соответствующей стасти, рождающей исповедуемый, нельзя ещё назвать покая’нием.
Наша духовная жизнь должна быть направлена на борьбу со своими греховными страстями.
Все мы рождаемся с полным набором страстей, которые наследуем от своих родителей через родовой грех. В нас есть корешки всех страстей, которые действуют в нас в большей или меньшей степени. Но увидеть в себе страсти очень не просто.
Что же для этого требуется? Святые отцы учат, что для этого нужно начать понужда́ть (принужда́ть) себя к исполнению евангельских заповедей. Для того же, чтобы пону́дить себя к их исполнению, необходимо с ними познакомиться. А чтобы держать их всегда в памяти, нужно ежедневно, хотя бы понемногу, читать Евангелие и Апостольские послания.
Что же происходит, когда человек начинает понужда́ть себя к исполнению заповедей? Происходит то, что он постепенно обнаруживает, что не может должным образом исполнить ни одной заповеди. Заповедь говорит: не гневайся напрасно, а я непрестанно гневаюсь; заповедь говорит: не осуждай, а я непрестанно осуждаю; заповедь говорит: делись своим име́нием с нуждающимся, а я скуп; заповедь говорит: не помышляй в мыслях своих ничего дурного и скверного, борись с греховными чувствами и желаниями …; заповедь говорит: любите врагов ваших, а я и ближних своих правильно любить не умею и т.д.
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю…Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти» - Послание к римлянам, гл. 7- апостол Павел.
«Тщательное исполнение Заповедей Христовых научает человека его НЕ́МОЩИ (смире́нию)» - преподобный Семео́н Новый Богосло́в.
«Первым признаком начинающегося здра́вия души является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской» - преподобный Иоанн Домаски́н.
Большое дело обнаружить действующие в себе страсти, но недостаточное для спасения. Далее человек призывается к борьбе со страстями:
«Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принужда́ть (заставлять) себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принужда́ть себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кро́тости, если кто не имеет кро́тости; принуждать себя к тому, чтобы быть милосе́рдным и иметь ми́лостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебреже́ние, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижа́ют или бесче́стят, не приходить в негодование …; надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвиза́ется и против воли сердца с усилием обу́здывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кро́тость, утро́бы щедрот, истинную доброту и, одним словом, исполнит его духовного плода». – преподобный Макарий Великий – «Духовные беседы»; Беседа 19-я.
На пути противобо́рства своим греховным страстям человек обнаруживает, что только своими силами, без помощи Божьей, он не может победить ни одной страсти. Победить страсти человек не может, но желать победы и бороться со страстями может каждый человек*.
* «И несправедливо иные, введенные в обман лжеучением, утверждают, что человек решительно умер и вовсе не может делать ничего доброго. Хотя младенец ничего не в силах делать или не может на своих ногах идти к матери, однако же он, ища́ матери, движется, кричит, плачет. И матерь сжа́ливается над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее». – преподобный Макарий Великий - «Духовные беседы» - Беседа 46.
Только увидев свою не́мощь, своё безси́лие в борьбе с греховными страстями, человек может ощути́ть острую потребность в Спаси́теле. Только не́сколько смири́вшись человек способен уверовать во Христа. Тем, кто видит себя святым и праведным Спаситель не нужен.
Святые Отцы учат, что каждая страсть имеет свой корень. Хочешь победить блу́дные мысли, чувства и желания – борись со своим тщеславием и хвастовство́м, воздерживайся в пище и питие́; хочешь победить свою скупость, заставляй себя против воли своего сердца подавать милостыню и помогать нуждающимся; хочешь победить зависть - борись со своим славолю́бием, всячески избегай похва́л; хочешь победить памятозло́бие и осуждение ближних - молись за того, на кого злобствуешь или кого осуждаешь и т.д. Не вырвав корня, никогда не победишь страсть.
«Ибо когда не исторгнуты корни, то терние необходимо опять вырастает… И все святые отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трёх: от славолю́бия, сребролю́бия и сла́столюбия, как я часто говорил вам» - «Душеполезные поучения аввы Дорофея» - поучение 12 - преподобный Авва Дорофей.
С чего нужно начинать борьбу со страстями? С малого. В любом духовном деле требуется постепенность. «Верный в малом над многим поставлен будет» - Евангелие. Нельзя неразумно взваливать на себя то, что тебе пока не по силам, но необходимо понести́ то, что еще в силах потяну́ть. Однако, по слову святых Отцов, бороться необходимо сразу и одновременно со всеми страстями, которые в тебе обнаружились. Постепенно, через малое де́лание страсти начнут утихать.
Можно подумать, что ви́дение своей греховности обрекает человека на душевные страдания. Однако это не так. Когда человек постепенно приобретает смирение (начинает видеть свою греховность и поврежденность), Бог посылает такому человеку по мере его смирения и меру духовной радости, причем радости не мнимой и преходя́щей, а настоящей, утешающей душу человека.
Всякий грех начинается с услажде́ния нечистым по́мыслом, часто повторяемый грех обращается в навык и страсть, поэтому в первую очередь необходимо бороться с нечи́стыми по́мыслами, чувствами и желаниями. Средство борьбы здесь одно – пост и молитва. При этом, по совету святых Отцов, молитва в данном случае должна быть краткой («Господи помилуй», или Иисусова молитва, или молитва мытаря). Нужно не переставать молиться, пока не отойдет дурной помысел, чувство или желание.
Совет протоиерея Дмитрия Смирнова:
Четыре способа избавления от тщеславия (славолю́бия):
1. Молчать, когда не спрашивают.
2. Не отвечать больше, чем содержит вопрос.
3. Если не спрашивают - не высказывать собственное мнение.
4. Если очень просят высказать мнение, говорить очень кратко.
2. Молитва
Когда человек увидит, что только своими силами он не способен победить в себе ни одной страсти, тогда он обращается к Тому, Кто способен освободить его из этого рабства и плена. Молитва – это устное обращение к Богу, беседа с Богом.
По учению святых Отцов молитва должна быть:
1. Неспе́шной, т.е. слова молитвы необходимо произносить неспе́шно (из опыта свт. Игнатия Брянчанинова на произнесение 100 молитв Иисусовых требуется около получаса. Земные поклоны и крестное знамение при молитве следует делать весьма неспе́шно. Поясной поклон при молитве совершается только после наложе́ния на себя кре́стного знамения, т.е. нельзя спешить, креститься как попало, «ломать» крест);
2. Внимательной. Необходимо вчитываться в слова молитвы, понимать смысл каждого слова молитвы (внимание и чувство покая́ния - душа молитвы); Внимание приобретается постепенно, в течение многих лет. Совсем не рассе́иваться умом в молитве, по мнению святых отцов, свойственно только ангелам;
3. Благоговейной. Мы обращаемся к Самому Богу. Даже к земному царю, люди приступают со страхом и благогове́нием.
Лучшим средством науче́ния внимательной молитве является краткая Иису́сова молитва: «Господи, Иису́се Христе́, Сы́не Божий, помилуй мя грешного». Начать можно с одной – трех молитв Иисусовых в день, но произносимых очень неспе́шно, со вниманием к каждому слову молитвы.
Молитва должна быть по силам, т.е. в молитве, как и любом духовном деле, нужна постепенность («…лучше сказать пять слов умом, чем тысячу языком…» - ап. Павел).
В молитве категорически запрещено искание «сла́достных» состояний. Истинно благода́тные состояния приходят к подвижникам после многолетних трудов по мере приобретения ими смирения, приходят неожиданно, причём к весьма немногим. Искание «благода́тных» состояний и восторгов приводит человека к пре́лести (поги́бели).
Стоящему на молитве категорически запрещено представлять себе Бога, Богородицу, Ангела или святых, ум в молитве должен быть безви́ден (не иметь никаких образов).
При молитве нужно всеми силами стараться не допускать никаких посторонних по́мыслов и мечтаний, даже если они кажутся возвышенными и святыми, потому что следом за такими помыслами, по учению святых Отцов, часто следуют скве́рные и ху́льные помыслы. Все внимание при молитве нужно обращать на слова и смысл молитвы.
Молиться, в первую очередь, нужно об освобождении себя от греховных страстей. В молитве нельзя просить ничего земного ни богатства, ни власти, ни славы, и т.п. («А, молясь, не говорите лишнего, как язычники»- Евангелие от Мф. гл.6.)
В частной молитве можно молиться за всех, и за крещёных и за некрещёных, и даже за самоубийц. Сам Христос молился за своих распина́телей и нам заповедал «…и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» - Евангелие от Матфея - гл. 5.
3. Чудеса, явления, благода́тные состояния, сны и прочее.
Согласно святооте́ческому учению, к чудесам нужно относиться спокойно и нейтрально, т.е. не хули́ть (не отвергать) их, но и не принимать. Не хули́ть, потому что чудеса и прозорливость могут быть от Бога; не принимать, потому что «чудеса» и «прозорливость» могут быть от дьявола. Для жителя 18-го века электрическая лампочка, радио, телевизор, самолет, лазерный луч – чудо, для жителя 20-го века никакого чуда в этих вещах и явлениях нет.
Что касается ло́жных чудес, то они были всегда. Языческие ста́туи «боже́ств» улыбались, мирото́чили и т.п. Египетские жрецы́ повторяли за пророком Моисеем те же чудеса, которые он творил пред фараоном (превращение по́соха в змею и т.п.). Мусульманские и буддистские аске́ты тоже творят «чудеса» (ходят по вода́м, перемещают в пространстве предметы, извлекают из воздуха драгоценности и др.). В настоящее время мирото́чат многие католические ста́туи. В католических странах наблюдаются множественные ложные явления Божьей Матери, которая проповедует такие вещи, о которых лучше не упоминать. Различать истинные чудеса от ложных могут только люди высокой духовной жизни, каковыми мы не являемся. Потому и дан такой совет: не хули́, но и не принимай.
«Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»-Евангелие от Матфея, глава 7.
Чудо не изменяет человека, не избавляет от греховных страстей, и только иногда бывает полезно для укрепления христианина в вере. Тому, кого истина не интересует, кто не задумывается о смысле своей жизни, оно не приносит никакой пользы. Внезапное и неожиданное избавление Богом искренне кающегося грешника от греховной страсти - вот чудо из чудес. Ежегодно на Православную Пасху на Гроб Господень сходит Благода́тный огонь. Каждый год на Православное Крещение Господне воды Иордана поворачивают свои воды вспять. Однако, ни като́лики, ни протеста́нты, ни мусульма́не, ни иуде́и не изменяют своего мировоззрения при виде этих чудес. Они смотрят на чудо, как на зрелище.
Тогда некоторые из кни́жников и фарисе́ев сказали: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (чудо)». Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамение; и знамение не да́стся ему…» – Евангелие от Матфея, глава 12.
Сам Христос говорил в Евангелиях о последних временах следующее:
«Ибо восстанут лжехристы́ и лжепроро́ки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельсти́ть, если возможно, и и́збранных» - Евангелие от Матфея, глава 24.
В наше сму́тное время было немало лжехристо́в, лжепроро́ков и лжецели́телей: Ванга, Кашпировский, Чумак, Лонго, Джуна, Гробовой, Виссарион и множество других проходимцев.
Православные святые всегда всячески скрывали от людей полученные от Бога дары́ чудотворе́ний и прозорли́вости, и когда получали их, умоляли Бога отнять у них эти дары́, т.к. считали себя недостойными их и видели в них опасность для своей духовной жизни.
И, напротив, католические аске́ты, имевшие дары ложных чудотворе́ний и прозорли́вости,полученные от тёмных сил, гордились ими, считали себя достойными их.
Сам Сатана́ может явиться в образе све́тлого ангела, чтобы ввести человека во мнение о себе, в гордыню. Поэтому Православные святые Отцы строго запрещали верить явлениям Христа, Ангелов, святых и умерших, т.к. в нашем па́дшем состоянии нам более свойственно видеть бесо́в. Причём, по свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), видение бесо́в, как правило, свойственно лишь крайне развращенным натурам, например, ме́диумам, спири́там, экстросе́нсам, тяжёлым алкоголикам, наркоманам и т.п.
Святи́тель Игнатий (Брянчанинов) советует в случае явления Христа, Ангела, святого или умершего, перекреститься, закрыть глаза и молиться краткой молитвой Иисусовой, до тех пор, пока не пройдет наважде́ние. По свидетельству святых Отцов, Бог не осудит тебя, если ты не примешь и явного чуда или даже явления Самого Христа.
«Господь не разгневается на того, кто, боясь заблуждения блюдёт себя с крайней осторожностью, даже если он не примет чего-то посланного от Бога… Напротив, Господь хвалит его за здравое рассуждение» - преподобный Григорий Синаи́т.
Нельзя не упомянуть о таких католических «чудесах», как изгнание бесо́в путем произнесения заклина́тельных молитв. Такое явление носит название отчи́тки или экзорци́зма. В католических странах созданы целые институты, которые работают над «проблемой» изгнания бесов. К сожалению, это явление все больше и больше проникает и в нашу Православную церковь. Никогда православные святые не изгоняли бесов произнесением определенных заклинательных молитв, а изгоняли их единым словом, весьма редко и только по особому указанию Божьему.
Всегда ли полезно изгонять беса из бесноватого? Нет. Иногда беснование является полезным для человека и даже вменя́ется ему в му́ченичество. Это происходит тогда, когда человек ведет правильный христианский образ жизни.
Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиере́ем Алексием Зарайским о беснова́той девушке: «Я спрашивал отца Алексия, почему он не выгонит из неё беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается святых Та́ин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый (в Таинстве Причаще́ния), Сам силен изгнать его; а если ей это служит кресто́м очистительным, то для чего же изгонять его?»
«Освободившиеся от бесов, - по мысли блаже́нного Феофилакта Болгарского, - еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в одном из писем: «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух её спасётся... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие уго́дники Божии... Гораздо малова́жнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского (го́рдостного) помысла, могущего навеки погубить душу».
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Между тем обременение де́моном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в гее́нну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы́, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения».
Изгонять бесов свойственно только тем, кто очистился от греховных страстей и имеет от Бога соответствующий дар. По свидетельству святых Отцов, кто какого беса победил, тот такого беса и изгнать может. Когда же за изгнание бесов берётся человек страстный, то бесы только делают вид, что бегут от него.
Святые Отцы Православной церкви запрещают также всяческое искание благода́тных (сла́достных) состояний. Дело подви́жника трудиться, понуждая себя к правильной духовной жизни, к жизни по заповедям. Благодать же подает Бог, подает совершенно неожиданно для грешника, по мере достижения им смире́ния. Ищущие и ожидающие «благодатных» состояний довольно быстро их получают, впадают в прелесть, во мнение о себе. Таковы все католические «святые».
«Когда человек не ради́т о себе (не борется со страстями), то чувствует себя другом Божьим, когда же очиститься от страстей, то чувствует себя крайне отстоя́щим от Бога» - преподобный Исайя Нитри́йский.
По причинам, изложенным выше, святые Отцы Православной церкви строго запрещают верить снам.
В наше непростое для правильной духовной жизни время не следует придавать никакого значения ни получению новых паспортов или ИНН, ни переписи населения, ни штрих кодам, ни шестеркам. Каждому монастырю или церковной общине при регистрации в налоговом органе присваивается ИНН (Идентификационный Номер Налогоплательщика) и без него они не могут законно существовать. На новом паспорте изображен герб со святым Георгием Победоно́сцем, а на старом серп и молот – символы Cоветской власти. Сама Пресвятая Богородица с Иосифом-обру́чником участвовали в переписи населения.
Христос говорит: «Итак, отдавайте ке́сарево кесарю, а Божие Богу». Повиновению властям учит и апостол Павел в своих Посланиях. Отказываться от такого повиновения следует только в случае принуждения ко греху, или когда власть потребует отречься от Христа.
Вывод: В нашем плаче́вном духовном состоянии мы недостойны ни чудес, ни явления ангелов, ни явления святых, ни благода́тных состояний, ни пророческих снов.
Более подробно с Православным христианством и основными мировыми религиями можно на сайте Таллинского мореходного училища (ТМУРП) в Клубе "Странник".
Комментарии (3)
# 4 февраля 2025 в 00:35 0 |
Евангельские заповеди в учении и жития́х святых Отцов.
Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, мерзостны пред Богом как жертва оскверненная; плоды действий душепагубны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф.5:21–48). Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя (Мф.7:1–12). Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф.18:2335). – свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 5 –глава 15. Ощущение духовной (евангельской ) любви водило пером святого Иоанна Ле́ствичника, когда он сказал: «Любовь к Богу угаша́ет любовь к родителям и прочим близким по плоти; говорящий, что имеет ту и другую любовь, обольща́ет (обманывает) себя». – письма свт. Игнатия Брянчанинова – Письмо (3) к некоторой и́нокине, изменившей свое правило молитвенное большее на меньшее, но внима́тельное... "Пристрастие к кому-нибудь из родственников или из посторонних весьма вредно; оно может мало-помалу привлечь нас к миру и совершенно погасить огонь нашего умиления. Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю: так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от своих родственников и не родственников"- преп. Иоанн Ле́ствичник- Слово 3-е. Некогда правитель страны пожелал видеть авву Пи́мена, но старец не позволил видеть себя. Правитель после того взял сына сестры его, будто за какое преступление, и посадил в тюрьму, сказав: если хочет старец – пусть просит за него, я отпущу его. Сестра Пимена со слезами пришла к дверям кельи его, но старец ничего не отвечал ей. Она начала поносить его и взывала: медное сердце! сжалься надо мною - у меня один только сын и есть! Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. Сестра так и ушла от него. Правитель, узнав об этом, сказал: хотя бы он только словесно приказал мне, - и я бы отпустил его. Но старец отзывался так: исследуй по законам: если он достоин смерти, пусть умрет, а если нет, то делай, что хочешь. – Древний Патерик. Мало быть добрым по естеству́, нужно быть добрым по Евангелию. - свт. Игнатий (Брянчани́нов) "Возненавидим мнимые добрые дела, возникающие из лжеименного разума, из движений крови, из сердечных чувств как бы ни казались нам наши чувства и помышления возвышенными, непорочными, святыми. Эти дела способны лишь к развитию в нас пагубных самомнения, гордыни, самообольщения. Они не просвещают очей души, как просвещает их заповедь Господня; напротив того, они усиливают слепоту души, делают эту слепоту неисце́льною. Творящие их пойдут в вечную муку, как творящие добро естества падшего, добро всегда смешанное со злом, добро оскверненное , от которого Господь, как от сатанинской мерзости, отвращает Свои всесвяты́е взоры. Для совершения добрых дел падшего естества не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира, исключен, отвергнут Спаситель мира. Дела веры, дела спасения, или, что то же, исполнение евангельских заповедей, принадлежат одним христианам". - свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 2 - Слово о спасении и христианском совершенстве. Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог. - Свт. Иоанн Златоуст. Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принужда́ть себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кро́тости, если кто не имеет кро́тости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижа́ют или бесче́стят, не приходить в негодование, по сказанному: не себе отмще́ние, возлюбленные (Рим. 12, 19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода». - прп. Макарий Великий – «Духовные беседы»; беседа 19-я ) И все сии упомянутые художники (ученые, философы, ораторы, стихотворцы и т.п.), облада́емые поселившимся внутри их змием и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства. – преп. Макарий Великий – Духовные беседы – беседа 45, раздед 2. Не говори мне, что представляемое в театрах есть одно лицедейство. Лицедейство это многих сделало прелюбодеями и многие до́мы расстроило. О том-то и особенно скорблю, что в этом деле не подозревают худого, но такие развратные представления принимают с рукоплесканиями, с восклицаниями и громким смехом. – святитель Иоанн Златоуст – Толкование на Евангелие от Матфея – беседа 6 (8). Отчего же, однако, иной богат? Теперь уже я скажу. Одни приобрели богатство по Божьему благодеянию (Иов многострадальный; царь Давид; праведный Иосиф.); другие же по попущению Божьему. Вот краткая и простая причина. Почему же, скажешь ты, Он делает богатым блудника, прелюбодея, сладострастника, и того, который злоупотребляет своим имением? Он не делает богатым, но только попускает быть богатым; а между деланием и попущением великое, даже бесконечное, различие. Почему же, однако, Он попускает? Потому, что не пришло еще время суда, чтобы каждый получил достойное. – свт. Иоанн златоуст – Толкование на Евангелие от Матфея – беседа 75. Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем. - прп. авва Исаия – Древний Патерик. Употребляй самую простую и дешевую пищу… Не ешь до́сыта. – прп. Антоний Великий. При насыщении тела (при вкушении пищи до сы́тости) сердце наше не может не порождать блудных ощущений (чувств), а ум – блудных помыслов и мечтаний. - свт. Игнатий (Брянчанинов) - том 2 – Слово о спасении и о христианском совершенстве (часть вторая) Молящийся за врага будет незлопа́мятен.- прп. Авва Дорофей – Душеполезные поучения. Каким средством можно получить исцеление от памятозлобия?- Молись от всего сердца о оскорбившем и говоря: «Боже помоги брату моему и мне молитв его ради». - прп. Марк Подвижник. Приучи язык свой говорить: «Прости мне» и придет к тебе смирение. – прп. Антоний Великий. Полагаю, что покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной молитвы и из терпения находящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным деланием ( посре́дством Иисусовой молитвы): этим добродетелям предназначено доставлять бесстрастие тем подвижникам, которые долговременным упражнением стя́жут навык в них. – прп. Марк Подвижник. Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возмездие (скорбь). Воздаяние не вымышля́ется при каждом случае, как думают некоторые не знающие закона духовного (все случающееся с нами не вымышля́ется Богом при каждом случае, а случается по установленному Богом духовному закону, т.е естественно). Ведая его отчасти, мы должны быть убеждены в том, что возненавидев кого-либо из единоверных как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не приняв покаяния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, не простив ближнему согрешений, ниже сами получим прощение. – прп. Марк Подвижник. Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.- Свт. Игнатий (Брянчанинов). Обвинение самих себя, а не кого другого в случающихся с нами скорбях доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние. - прп. Марк Подвижник. Если хочешь приносить Богу непогреши́тельное исповедание в грехах, то не поминай по виду грехопадений твоих, - мужественно терпи наводимые за них скорби.- прп. Марк Подвижник. Благодарением (за скорбь) вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби. - Творения св.свт.Игнатия (Брянчанинова). Благие помышления полезны человеку во время искушения и уныния; во время молитвы они вредны. – прп. Марк Подвижник. ... молитвенное занятие. Ах! требует понуждения это занятие! Не любит преступник - ум наш - темницы молитвенной; ему нужна безумная свобода; с насилием надо влечь его в темницу, в узы; без того не укротится, не возвратится к здравому смыслу беснующийся. - Письма свт. Игнатия (Брянчанинова) - письмо 89 Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на моля́щегося. - Преподобный Варсонофий Оптински. Нет добродетели выше рассуждения. - прп. Антоний Великий. Когда человек не ради́т о себе (не бо́рется со страстями), то чувствует себя другом Божьим, когда же очистится от страстей, то чувствует себя крайне отдаленным от Бога - преп. Исайя Нитрийский. Мы удовольствовались здесь немногими выписками (святооте́ческими): их можно сделать несравненно больше; но это было бы повторением одного и того же учения в различной форме.- Свт. Игнатий. |
# 27 марта 2025 в 17:34 0 |
Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига говорит о себе, что прекращаются тогда в нем сра́мные помыслы, но кто истинностью сердца своего уцелому́дривает созерцание ума своего так, что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам (не задерживает на них внимания и не услажда́ется ими). – преподобный Исаак Сирин.
Всякому человеку, который живет нечисто, вожделе́нна жизнь временная… Прекрасно сказал некто, что страх смерти печалит мужа осуждаемого своею совестью. А кто имеет в себе доброе свидетельство, тот так же желает смерти, как и жизни. – преподобный Исаак Сирин. |
# 4 апреля 2025 в 11:39 0 |
"Христианство подлинное есть путь подвига. А на это не каждый способен, потому что человек обычно жалеет себя (угождает своим греховным страстям и порокам). Господь требует отвержения от самого себя до конца: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Куда следуй? На Голгофу, распинаться. Другого пути нет, путь освобождения от греха идет через Голгофу. Путь христианский очень трудный. Потому-то и мало христиан настоящих, и всегда было мало. Но Христос сказал: «Не бойся, малое стадо!» Бояться нечего, если с нами Господь. Бояться нужно только двух вещей: Бога и греха. И если мы окажемся Богу верны, если мы будем в меру наших сил, но только честно, до конца бороться с дьяволом (со своими греховными страстями и пороками) и призывать на помощь имя Божие, то Господь всегда очистит нас (от зависти, блуда, алкоголизма и даже наркомании) и поможет нам избавиться от сетей дьявола (гордыни). Аминь." - протоиерей Дмитрий Смирнов (ныне почи'вший).
|
Архив новостей