Крымские Длинноголовые

Автор
Опубликовано: 11 дней назад (3 июня 2025)
Редактировалось: 1 раз — 3 июня 2025
0
Голосов: 0
О людях с деформированными черепами (макрокефалах) упоминают такие античные авторы как Аристотель, Страбон, Плиний и Помпоний.

Интересно, что классические писатели не определяли с точностью место жительства макрокефалов, помещая их на востоке от Меотийского озера (др.-греч. Μαιῶτις, у римлян Palus Maeotis), - как называли греки Азовское море.

Самое раннее описание подобных черепов находится в работе знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (ок.460-между 377-356) «De aere, aquis et locis» в своем трактате «О воздухе, водах и местностях». В одном месте своего труда он писал: «хочу сказать о тех (народах), которые отличаются природой и обычаями. Прежде всего следует здесь сказать о макрокефалах. Нет народа, который бы имел подобное им очертание головы. Сначала, кажется мне, обычай (искусственного изменения формы черепа) содействовал удлинению головы; теперь сама природа приходит на помощь обычаю. Макрокефалы считают благороднейшими тех, которые имеют длиннейшие головы. Обычай их следующий: как только родится дитя и пока голова его ещё нежна и гибка, они ее формируют и заставляют расти в длину, окружая повязкой и употребляя соответственные средства с тем, чтобы круглое сферическое её очертание изменить и увеличить в длину».

В другом месте врач писал: «В начале эти большие головы, почитавшиеся за знать, за привелегированных лиц, воспитывались искусственно, но с течением времени механические действия оказались излишними, потому что природа начала сама вырабатывать такие вельможные головы путём унаследования» [Цит по: 1, с.148].

На утвердительные слова про «наследование длинноголовости» древнего ученого и, более-менее, современника той эпохи, Гиппократа, наши современные ученые, все материалисты и дарвинисты!, отвечают с сарказмом!

«Несмотря на то, что уже Гиппократ отмечал, что деформированный череп служил скорее признаком особого статуса человека внутри племени, чем отличительным признаком какого-то особого племени макрокефалов, наука XIX века настойчиво считала макроцефалию отличительным признаком какого-то одного племени (будто бы веря в возможность наследования приобретённых признаков).»

Самонадеянность и апломб всезнающих ученых 19-20 веков впечатляет. Некогда, отождествление Длинноголовости с Гуннами Аттилы было основано на свидетельстве галло-римского поэта пятого столетия Сидония Аполлинария (ок.430-ок.486), который в панегирике императору Авиту писал об уродливой, вытянутой кверху голове гуннов: «на самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова (consurgit in arctum massa rotunda caput)». Но, кончено, уже в середине XIX века в учёной среде возникло мнение о том, что не следует безоговорочно доверять мнению поэта (современника тех лет!).



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Вытянутые черепа из Крыма

Крым стоит особняком среди многих регионов Поволжья и Дона, где сделаны находки деформированных черепов. Черепа крымских макроцефалов характеризуются деформациями, доходящими до крайней степени. В разное время такие черепа находили в Керчи, в Бахчисарайском районе, в Алуште, Гурзуфе, в Судаке и в окрестностях Симферополя, в Инкермане и на территории Херсонеса, в районе нынешнего Севастополя. Причём найденных черепов — десятки, что говорит о широком распространении традиции…когда-то.

Понятно, что это не традиция «крымских татар» даже периода Средневековья, хотя людей с такими или схожими деформациями замечали в Крыму еще в 19 веке.

В 2015 году очередной деформированный череп был найден во время археологических раскопок в пещерном городе Эски-Кермен. Прежде на полуострове были и свои выдающиеся специалисты, посвятившие годы изучению необычных черепов. Среди них стоит отметить первого заведующего кафедрой нормальной анатомии Крымского медицинского университета Виктора Бобина, который собрал коллекцию из 32 деформированных черепов, обнаруженных в Крыму. Это была уникальная коллекция, возраст образцов которой от 2 500 лет. К сожалению, в целостности она не сохранилась — часть во время войны оказалась в Германии, часть сейчас находится в Харькове, в Национальном университете. Всего осталось 12 черепов из того собрания, найденных в Херсонесе и на Бакле.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Увидеть деформированные черепа в Крыму сегодня можно, в частности, в Керченском историко-археологическом музее. Там хранятся 4 черепа макроцефалов, два из которых представлены в экспозиции, посвящённой сарматизации Крыма в 1-е вв. н. э. Таких экспонатов могло быть и больше, если бы не трагические последствия войны, а порой и вандализма.

Семён Шестаков, старший научный сотрудник Керченского историко-археологического музея:

«В 1976 г., раскапывая курган в микрорайоне Марат-2, на новостроечных работах, я обнаружил склеп 4 в. до н. э., который состоял из двух камер. И в той камере, которая была ближе к входу, вдоль стен стояли деформированные черепа — по четыре с каждой стороны. Черепа были опознаны как сарматские. К сожалению, охраны на раскопках не было и ночью черепа куда-то пропали. Вероятно, не обошлось без „помощи“ местных жителей».

Откуда же появились на полуострове люди с такой формой головы? В этих вопросах — множество мнений, сторонники которых кардинально расходятся во взглядах. Среди самых смелых предположений версия о том, что обладатели длинных голов были представителями особой расы, некогда колонизировавшей Крым.

Более сдержанные версии гласят, что Крым действительно был неким заповедником, но обычай придавать вытянутую форму черепам появился, как осколок культуры, распространённой во многих регионах Земли. Рассказывает профессор Василий Пикалюк, заведующий кафедрой нормальной анатомии Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского:

Есть три основные версии происхождения деформированных черепов. Две более «земные». Одна основывается на том, что деформированные черепа разного возраста — и детские и взрослые — находили в богатых захоронениях. И, значит, ими обладали наследники знатных родов как доказательство того, что это — печать бога, что они уже предназначены властвовать, быть нестандартными, непохожими.

Другая основана на предположении, что форму головы изменяли, дабы не стать добычей захватчиков, ведь есть сведения, что людей с деформированными черепами завоеватели не трогали, считая их отмеченными печатью тёмных сил, и любой контакт с такими не сулил ничего хорошего. Т.е. речь идет о …Имитаторах, как я их называю.

Я предлагаю третью версию смешанную – совместное проживание, достаточно массовое, сознательных Имитаторов Длинноголовости и незначительного количества реальных авторов и носителей Культа и Культуры Длинноголовости. Далее я научно подтвержу именно эту версию.

Самые ранние находки с ИДЧ на территории СССР-Российской империи - это около Арала (5 век до н.э.), около Мургаба в Яз-Депе (5 век до н.э.).

Примечательно и то, что среди найденных археологами деформированных крымских черепов значительная часть — женские, а количество длинных черепов в захоронениях иногда доходит до 40%, а иногда и до 80%. То есть не исключено, что на Крымском полуострове был период, когда, как минимум, половина представителей некоего живущего здесь народа имела высокие, вытянутые головы. Исследователи спорят, к какому народу принадлежали эти индивидуумы, но большинство согласно с тем, что это были представители сарматских племён.

Учитывая, что Гиппократ называл местом обитания макроцефалов регион сегодняшнего Азовского моря, к которому частично относится и Крым, можно сложить представление о некоторых особенностях мировоззрения древнего местного населения.

ИДЧ распространяется либо вместе с катакомбным обрядом, либо среди тех, кто уже имел катакомбные обряды, поэтому, как полагают ученые, ИДЧ это самый важный этномаркирующий признак для периода от 5 века до н.э. до 3 века н.э. присутствия в Крыму «Иранцев севера», Скифов.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Деформированный череп, найденный П.Дюбрюксом у Керчи ок.1816-1826 гг. По Бэру

В Аланскую эпоху, в 3-5 веках, наличие ИДЧ местами достигло 100%!

В хронологическом распространении феномена прижизненной деформации циркулярной формы на территории Евразии можно выделить три заметно различающихся периода.

С V в. (или даже VI в.) и до III в. до н.э. находки измененных черепов достаточно регулярны, но малочисленны. Деформация обнаруживается как в могильниках оседлого населения, так и в некрополях кочевников.

Со II в до н.э. и до II в н.э. количество памятников, в которых обнаруживаются деформированные черепа, стремительно возрастает. Увеличивается и их доля, оставаясь при этом небольшой и редко достигая 30%. Группы, оставившие эти могильники, как и ранее, характеризуются и скотоводческим, и земледельческим укладом хозяйства.

Начиная же с III и до V вв. н.э. доля деформированных черепов в сериях значительно увеличиваться, достигая для некоторых памятников 100%. При этом большая часть этих могильников относится к культурам с кочевническим типом хозяйства. В III–V вв. н.э, когда распространение деформации приобрело интенсивный характер, она, по мысли исследователнй, стала выполнять внешнюю социоразличительную функцию. При этом макрокефальная форма головы, по всей видимости, закрепилась как ментальная доминанта в идеологии ряда кочевых образований и стала маркером принадлежности к политическим общностям. Основанием для такого предположения является подавляющее преобладание (до 70–100%) деформированных черепов в могильниках ряда археологических культур, таких как позднесарматская, джетыасарская, кенкольская и др.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Дюбуа де Монпере писал, что во время своего первого посещения Керчи в июле 1832 г. он обратил внимание на три черепа «необыкновенного» размера и формы (с высоким лбом), приписанных Дюбрюксом «макроцефалам», один из которых был целый с верхней челюстью, остальные — в обломках верхней части. Они были найдены при раскопках «гробниц» в стороне Еникале и приписывались Дюбуа де Монпере киммерийцам. Из-за краткосрочности своего двухдневного пребывания в Керчи швейцарский путешественник не успел снять их чертеж с точными размерами и намеревался это сделать в будущем.

Эту информацию дополняет Дюбрюкс: вокруг раскопанных в 1826 г. курганов он находил «длинные головы макрокефалов», остовы которых были «зарыты в землю без гробов и прикрыты только землею толщиною аршина в полтора [1.06 м]»



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Керченский музей древностей.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



В 1884 году археолог Владимир Ильич Сизов (1840-1904) нашёл подобные деформированные черепа при раскопках кладбища в Крыму у Биа-Сала (в 10 км. к югу от Бахчисарая). Черепа с этого кладбища в том же году были представлены на шестом Археологическом съезде в Одессе. На них сохранились еще остатки кожи, волос, тканей, а также металлические украшения: бронзовые сережки и большие бронзовые булавки с цепочками, состоящими из колечек и различных (круглых и продолговатых) блях. Черепа были подвергнуты кольцевой перевязке, с ясно выраженным уплощением затылка, вытянувшимся «непосредственно от долгого ношения младенца в колыбели, в которой к доске может быть и привязывалась голова с помощью винтов». Почти все выставленные на обозрение черепа, судя по их типу и украшениям, были женские, по своей первоночальной форме (не деформированной) они были ортокефальными, с довольно большим тонким носом и с большими глазницами. Погребения были определены В.И. Сизовым как греческие, но относящиеся к XVI-XVIII векам (до выселения греков в 1779 году). Черепа были деформированы иным способом, чем более древние макроцефалические черепа Крыма. А.Н. Харузин заключал по этому поводу: «следовательно, обычай деформировать черепа встречаем мы и у греков в очень позднюю эпоху: в XVI-XVIII столетиях».

В 1886 году деформированные черепа были обнаружены в крымской Алуште при раскопках, производимых археологом Всеволодом Фёдоровичем Миллером (1846-1913). По вопросу о племенной принадлежности алуштинских черепов, учёный писал: «Византийские писатели называли это варварское население (Алушты и Гурзуфа) неопределенно Тавроскифами, что, конечно, не дает никаких этнографических указаний; и для нас едва ли явится возможность когда-нибудь более точно определить национальность этих варваров. В виду следов иранского элемента, сохранившихся, например, в древнем названии близлежащего Аюдага (Вриксава) и Судака, тавроскифское население, быть может, принадлежало к ветви сарматов или аланов; но столько же вероятия, что оно принадлежало какому-нибудь более древнему племени, предшествовавшему в этих местах иранским сарматам. Во всяком случае, едва ли можно думать, что древнейшее население Алушты принадлежало к тюркским племенам». Датируя алуштинские черепа V-VI вв. н.э., Миллер сделал следующий вывод: «по вопросу о национальности покойников алуштинских могильников пока не представляется возможным сделать какие-нибудь определенные заключения». Стоит лишь добавить, что ираноязычное племя сарматов населяло Крым с конца III в. до н.э. по II в. н.э.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Раскопки на горе Митридат в Керчи. Дореволюционная открытка

В 1890 году в Крыму под Гугушем и Гурзуфом этнограф и антрополог Алексей Николаевич Харузин (1864-ок.1901) обнаружил в захоронениях 6 деформированных черепов, датированных учёным VII-VIII веками. В заключении своей работы, Харузин, отмечая, что деформация черепа не может сама по себе служить признаком того или иного племени и задаваясь вопросом к какому племени могли принадлежать раскопанные им захоронения под Гурзуфом и Гугушем, пишет: «Принимая во внимание, что черепа, найденные нами нет основания считать монгольскими или тюркскими, далее, что могилы христианские и при этом варварские, а не греческие, затем, что могилы не следует отнести позже, чем к VII- VIII веку, мы невольно, вспоминая, что в местности Гурзуфа жили готы, склонны считать могилы, а следовательно и черепа, принадлежащими готам». Известно, что в Крым готы пришли в середине III в. н.э (на смену сарматам), в следующем, IV веке готы имели столкновения с гуннами, а с VII века готы были подчинены хазарам. А.С. Башкиров, описывая народы, населявшие Крым писал: «При археологических исследованиях могильников по берегу Черного моря от Феодосии до Херсонеса (особенно в окрестностях Гурзуфа), были находимы в большом количестве так называемые деформированные черепа, которые одни относят к готам, другие к аланам».

Эта чересполосица в этнической и расовой идентификации Длинноголовых в купе со смутными упоминаниями «иранского элемента» не случайна, и я покажу на материалах современных генетических исследований геномов степных народов Причерноморья, Азова и Арала, чьи смутные генетические и культурные следы отражены в длинноголовых черепах – кого старательно имитировали скифы, аланы, сарматы и гунны.

В 1896 году деформированные черепа были обнаружены в захоронениях Херсонеса Таврического К.К. Костюшко-Валюжиничим. Здесь же были обнаружены подобные черепа и при раскопках 1937 года.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Деформированные черепа из Херсонесского музея. Фотография 1937 г.

В советское время много трудов проблеме крымских деформированных черепов посвятил первый заведующий кафедрой анатомии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, профессор Виктор Владимирович Бобин, собравший коллекцию из 30 деформированных черепов из Херсонеса, Керчи , Алушты, Гурзуфа, Судака и Симферополя.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Реконструкция лица жителя Пантикапея с деформированным черепом, выполненная В.В.Бобиным. Кабинет-музей профессора В.В. Бобина.

Ученые России 20 века снова полагают, что деформированные черепа (по крайней мере, из крымских могильников) нельзя отнести к представителям древних греков, населявших колонии южного берега Крыма с ок. VII в. до н.э. По словам В.Миллера: «Культура, следы которой мы встречаем в могилах крымских макрокефалов, гораздо беднее греческой и относится, по всем признакам, к другому народу и к более поздней эпохе (к какой эпохе принадлежат, вы делали радиоуглеродный анализ для датирования находок ?!), может быть, тождественной, или близкой к той, к которой приурочивают керченские катакомбы, то есть к I-IV векам н.э.». Д.Н. Анучин сделал вывод, без ссылок на периодизацию находок и их генетический анализ, что деформированные черепа не попадаются в греческих гробницах, но нередко обнаруживаются среди земляных гробниц представителей бедного класса, открываемых в сплошных могильных местах на горе Митридат (в Керчи).

Слава Богу, но не Науке, сходится большинство учёных в том, что деформированные черепа в Европе появляются в эпоху великого переселения народов. Подобные черепа, кроме Крыма, встречаются в захоронениях англо-саксов и франков: «район распространения деформированных, макроцефалических черепов постоянно расширялся наряду с возраставшим нашим знакомством с древними могилами разных стран. Не говоря об Америке, где в Перу были найдены деформированные черепа, действительно, с деформацией несколько иного типа, чем черепа Европы, не говоря о черепах Нового Света, мы должны заметить, что искусственная макроцефалия была в Европе сильно распространена и, по всем вероятиям, заходила далеко за пределы нашего континента на восток в Азию. Из стран, изобилующих деформированными черепами, следует упомянуть Венгрию, отчасти Австрию, наши южные степи, Кавказ, конечно, и Крым, далее Балканский полуостров, окрестности Константинополя, наконец, деформированные макроцефалические черепа были находимы в Италии, Швейцарии, Германии, во Франции и в единичных случаях даже в Англии и Малой Азии. Хотя, как мы видим, район и очень велик, но всё-таки резко заметно, что центр этого обычая находился очевидно в наших степях и в Австро-Венгрии, другой, может быть, довольно самостоятельный центр на Кавказе»

Забавно, ни слова про Фертильный Полумесяц!

Зачем про Фертильный Полумесяц вспоминать – у нас все толще и больше! По словам Д.Н. Анучина, черепа, найденные в Керчи, деформированы куда в большей степени, чем черепа из Перу и Западной Европы. Керченские черепа «наиболее типичны в их деформации и сильнее деформированы» и представляют собой столь характерный тип, что его нельзя спутать с образцами макроцефалии из других стран. По словам А. Харузина, деформированные макроцефалические черепа были находимы по всему южному побережью Крыма, начиная от Керчи и кончая Инкерманом. Серия деформированных черепов из Инкермана была доставлена в Москву на Антропологическую выставку 1886 года и описана А. Богдановым.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Искусственно деформированный череп (из Керчи).

Не замечая Фертильный Полумесяц, легко сделать и следующие выводы. … что обычай деформирования черепа распространялся с востока на запад (для какой эпохи и географической территории). Так Д.Н. Анучин, относя появление этого обычая в окрестностях Керчи к III-IV векам н.э., писал: «около этого времени произошло, по-видимому, какое-то передвижение племен, сопровождавшееся и появлением макроцефалов на территории черноморских греческих колоний». Е.В. Жиров, первый из советских авторов давший сводку о распространении в древности на территории нашей страны обычая искусственной деформации черепа, пришёл к заключению, что обычаи распространялись с востока на запад и были связаны с движением племенного союза гуннов. Этот автор расположил могильники, в которых констатировался обычай кольцевой (циркулярной) деформации черепа, в следующий хронологический ряд:

1) таласские могильники (Киргизия);

2) сарматские захоронения Поволжья, Украины и Северного Кавказа;

3) «готские могильники Крыма»;

4) средневековые могильники Северного Кавказа и Закавказья и отдельные погребения в раннесредневековых могильниках Западной Европы.

Отнесение деформированных черепов к сарматам, готам, аланам или гуннам представляет собой, не в меру затянувшийся научный спор. Однако, разумные ученые признают, что, скорее всего, речь идёт о широком распространении транс-племенного обычая деформирования черепа. И мы находим потрясающее, несмотря на вышеприведенную белиберду, по неожиданно верному выводу, утверждение, что вытянутый назад череп служил знаком принадлежности к некой более-менее обособленной и привилегированной социальной касте внутри племени, а не признаком принадлежности к какому-либо определённому племени.

Думается, что в данном случае стоит говорить об историческом процессе распространения этого обычая, процессе, который был непосредственно связан с Великим переселением народов, но не о распространении какого-то одного народа будто бы по преимуществу обладавшего «эксклюзивной» традицией деформации головы.

В.Ф. Миллер писал: «Впрочем, обычай деформирования головы ни у одного из этих племен (тюркских) не был распространен сплошь, а практиковался, по-видимому, лишь известными родами и был доводим до крайней степени только в некоторых более обособленных уголках, как, например, в Крыму или ущельях западного Кавказа». К примеру, среди находок А.Н. Харузина под Гугушем и Гурзуфом в 1890 году следы деформации носили лишь 36% черепов , а остальные черепа из одновременных захоронений не несли следов деформации. Кроме того деформация черепа не была прерогативой мужской или женской части племени и не была связана с гендерной демаркацией внутри сообщества.»

А.Харузин : «есть много оснований, да и кажется логичнее объяснять нахождение макроцефалических черепов в разных странах занесением самого обычая в данную местность извне, а не всеместным распространением одной народности».

Так, кто жееее , какая каста «инфицировала» народности разных стран!?
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!