ЭСТАФЕТА - 1 июня 1978

10 июля 2015 - Рыбак Эстонии
article130.jpg
ЕСТЬ у советских людей слова, которые произносятся с волнением. Эти слова — не абстрактные понятия, за ними история нашего государства, его настоящее и его будущее: Великая Октябрьская социалистическая революция, крейсер «Аврора», первая пятилетка, Великая Отечественная война... А если доведется познакомиться с человеком, который был не только свидетелем событий, но и активным их участником?! Какими глазами мы смотрим на этих людей... Недавно встретился я с таким человеком. Это старший котельный машинист танкера «Криптон» Анатолий Михайлович Левичев. 2 июня ему исполняется 65 лет. В таком возрасте человек часто задумывается о прошлом, но Анатолий Михайлович еще не собирается подводить черту прожитому. Работает до сих пор и будет, по его словам, трудиться как и прежде. Ну, а о минувшем он вспоминает сам: — Когда меня мать носила, под сердцем, случилось так, что однажды она оказалась за бортом шлюпки, и, когда ее вытащили из воды, отец, военный моряк, чтобы успокоить жену, пошутил: «Ну вот, еще один моряком будет». Он, наверное, и сам не предполагал, что его пророчество сбудется. Через четыре года после моего рождения грянула, как сказал Маяковский, «шестидюймовка авророва». Разве мог кто-нибудь предположить, что именно я буду участвовать в ремонте этого крейсера — участника Великой революции. Да не один раз, а четыре — в 1929, 1930, 1931, 1933 годах. В революцию мы с матерью и старшим братом жили на Тамбовщине. Отец в это время в гуще революционных событий — в Кронштадте. Затем он был участником знаменитого похода, который вошел в историю под названием Ледового: Ревель — Гельсингфорс — Кронштадт. Встретились мы с отцом на Тамбовщине, куда он приехал с продотрядом. Детство мое прошло в Ленинграде. Отец часто брал нас с братом на корабль. Он тогда служил на минном заградителе «Муром». Однажды я был свидетелем такой сцены. Отец проводил занятия с молодыми матросами. У них не все ладно получалось. Только начал он отчитывать их, как вдруг показался командир. «Как молодежь, боцман?» «Орлы, товарищ командир!» Потом, когда командир корабля ушел, отец сказал матросам: «Эх вы, несообразительные! Слыхали аванс?!» И стал терпеливо посвящать молодежь в премудрости морской службы. Большим счастьем в те годы было для меня поступление в школу ФЗО в 1927 году. После окончания стал работать слесарем в плав-мастерской «Красный горн» в Кронштадте. Вот, тогда-то мне и пришлось ремонтировать «Аврору». В 1935-м призвали на действительную. Почему-то не на флот, а на Амурскую железную дорогу. Выходит, там нужнее был... В 1939-м мне посчастливилось под руководством замечательного советского полярника И. Д. Папанина, в то время начальника Главсевморпути, совершить поход по Северному морскому пути. Мы перегоняли суда из Мурманска в Николаевск-на-Амуре. Я был кочегаром на земснаряде «Лена». На суда мы надевали так называемую «шубу», то есть деревянную обшивку, закрытую листовым железом. В машинном отделении ставили двутавровые балки — распорки. Со льдом шутки плохи. Шли с запасом на три года — мало ли что могло приключиться. На всю жизнь останутся у меня воспоминания об этом пути, пути через два океана и семь морей. Ледокол «Ермак» был тогда самым мощным ледоколом. Сейчас «Арктика» даже к Северному полюсу пробилась, а тогда... В 1941-м потемнело над нами небо. Началась Отечественная. Волею судеб я опять оказался на плавмастерской Северного флота. На этот раз был бригадиром слесарей, ремонтирующих подводные лодки. В моем ведении все «дырки» подводного корабля: клапаны, заглушки, клинкеты, хлопушки. Мы были в распоряжении начальника тыла флота. Понятно, просилась наша бригада на фронт, но нам отказали. Командующий очень рассердился. Где, говорит, я таких специалистов найду, один десятерых стоит. Вот тут, добавляет, вам и фронт. Да, это был фронт, и еще какой! Неделями не выходили из лодки, спали на верстаках, в мастерской. Лодка придет с позиции, матросы отдохнут суток трое, и к нам — помогать. Рули делали, не ставя лодку в док. Спустишься в цистерну и работаешь. На всякий случай держали открытыми торпедные аппараты если что, хоть таким образом выберешься. Помню, ремонтировали мы лодку Щ-421, вернее сказать, собирали. Она стояла в разобранном виде (капитальный ремонт) в других мастерских. Но там невозможно было заниматься ремонтом — бомбили. Это, конечно, не говорит о том, что нас фашисты не бомбили. Еще как! На моих глазах от фашистской авиации погиб наш эсминец, стоявший в ремонте, унеся на дно сорок человеческих жизней. Ясно, мы маскировались, как могли. Не дай бог, если бы нашу мастерскую утопили — нужно было во что бы то ни стало держать лодки в исправности, как можно быстрее готовить их к выходу на позиции. Ну, так вот. Когда посмотрели эту «щуку», скептики ахнули — здесь же на два года работы... Как бы не так! За 48 суток собрали. Но какая это была работа, я вам скажу... После ремонта вернулась «щука» с победой. Организовали митинг, были даже и цветы. Но, как видно, не судьба... Недолго пришлось лодке громить караваны вражеских судов. В следующем походе налетела она на мину. Винты оторвало, и начался дрейф... к фашистским берегам. Экипажу повезло. Его сняла наша лодка, которая затем торпедировала Щ-421, чтобы ничего не досталось врагу. Так она погибла. Да, многих мы не дождались в то время из походов. Но были у нас и свои праздники. Возвратился Герой Советского Союза, капитан первого ранга Лунин. Ему удалось вывести из строя «грозу морей» линкор «Адмирал Тирпиц». По этому поводу на лодке состоялся концерт, в котором приняла участие замечательная русская певица Лидия Русланова. Тяжелые были времена. Но мы сдержали бешеный натиск врага. Отец мой был рядом, неподалеку. Он воевал на вспомогательном флоте. Отец ушел с флота в 70 лет, в звании мичмана. Его знали все — от матроса до адмирала. Бывало, идет по Ленинграду, старшие по званию ему честь первыми отдают. Кроме других орденов и медалей, отец дважды удостоился высшей — ордена Ленина. После демобилизации не находил себе места — очень скучал по флоту, которому отдал полвека. Старший брат, Михаил, сражался тоже на флоте. Катерником защищал Балтику. И у него есть высшая награда Родины — орден Ленина. Мать с сестрой всю войну в блокадном Ленинграде. Хватили лиха. После войны с 1948 года по 1959-й бригадирствовал на Таллинском СРЗ, где сейчас наш танкер ремонтируется. Снова потянуло море. Так вот до сих пор и плаваю. На «Криптоне» с 1972 года. Бывал в Англии, Испании, Швеции. Да где только не бывал, а дома все лучше. Вот, пожалуй, и все. Легко сказать — все... Анатолий Михайлович всего на четыре года старше Советской власти. Он рос и мужал вместе с родиной Октября, отдавал ей все свои силы, ум, энергию; делал все возможное, а иногда и невозможное в трудную годину. Он и теперь не отстает от времени, до сих пор в строю. Эстафету старшего революционного поколения, которую ему завещал отец, он с честью пронес по жизни и передал своим детям, и не только им. Сколько молодых выучил и воспитал он — не перечесть. Не довелось Анатолию Михайловичу получить образования — времена были трудные. Зато дети выучились. Дочь работает воспитательницей, сын — второй секретарь райкома партии. Будущее в надежных руках. Когда я поднялся по трапу на танкер, Михалыча, как все его называют, сразу трудно было найти — он был в танке, занимался покраской. «Подождите, пожалуйста, я сейчас закончу». Убедительный штрих отношения к делу, не правда ли? Стариком его никак не назовешь. Да вы посмотрите на фотографию. На подвахты выходит донкерманом. Инспектор по технике безопасности. Кто лучше его дело знает? Что не так, говорят: «Давай, посмотри, Михалыч!» А как же? Посмотрит, подскажет, сделает. Такой у него характер. Не сдается старая гвардия! Светлых тебе горизонтов, Михалыч! В. БОГДАНОВ. На фото - Левичев Анатолий Михайлович котельный машинист танкера Криптон 1 июня 1978 Фото И. Шперова.
Комментарии (2)
Рыбак Эстонии # 2 февраля 2017 в 14:28 0
виктор (78.25.120.95)


Уверен, для всех нас, бывших членов экипажа танкера "Криптон", Михалыч всегда будет оставаться в памяти Человеком с Большой Буквы!
Рыбак Эстонии # 2 февраля 2017 в 14:29 0
viktor (78.25.120.42)

Таких людей называют "люди с большой буквы" Ходил на Криптоне несколько рейсов, можно сказать лет. Стояли на ремонте зимой и если Михалыч на вахте, в каютах тепло! Трудяга, моряк!