Сортировать:

ЭЧ-0665 Буксир Неотразимый (15)

Комментарии (3)
Виетор Боговой # 31 августа 2019 в 13:54 0
Отличные, редкие фото.
Впервые узнал об этой спасательной операции из фильма эстонского телевидения(1984).
Также, с удовольствием прочел книгу Ю.Кравца "Уран для Хонеккера". Автор отметил большую роль эстонских моряков в спасении "Арендзее".
Рыбак Эстонии # 11 февраля 2020 в 08:43 0
1985 февраль - В. ВИНГИССАР капитан, Б. РУДКОВСКИЙ первый помощник капитана.


1986 апрель - первый помощник капитана Б. Рудковский
1986 октябрь - В. ГОНЧАРОВ капитан, акустики - В. Коровин и Е. Семенов, начальник радиостанции В. Лебедев, второй механик Э. Вихмар, боцман Т. Хендриксон, матрос А. Самедов,
Рыбак Эстонии # 12 января 2022 в 05:27 0
Раймонд Ребане (109.132.235.139)#вчера в 21:120

То, чем занимался капитан Дурнев в Луанде и почему не слушал указания, написано в статье "Спецгруз сухогруза "Арендзее"(http://korabley.net/news/specgruz_sukhogruza_arendzee/2018-02-12-1894 ).
Статья прилагается.

Спецгруз сухогруза "Арендзее".

Говорят, что старые корабли никогда не умирают, они лишь воскрешают в другом образе. Наш рассказ о грузовом судне "Арендзее" (MS Arendsee) серии "Рудольф Дизель", построенный на немецкой верфи "Нептун" в городе Росток.

Громкая история судна "Арендзее" началась в июле 1984 года с доставки в Луанду груза "интернациональной помощи", который помимо военной техники и гуманитарного груза, содержал 10 тонн оксида урана. Именно за ним сухогруз направился из Германии в прибрежный Свакопмунд, выполнив "крюк" длиной в 800 км в сторону Намибии. Операцию по транспортировке урана из Намибии в Анголу проводили геологи совместного советско-германского предприятия "Висмут".

Ожидающий спецгруз был похищен намибийскими партизанами из уранового рудника Рёссинг - одного из крупнейших карьеров в мире. На протяжении 2-х лет они доставляли материал в заброшенный шахтерский поселок. Затем они обменяли его на переносные зенитные ракетные комплексы, которые были сброшены им на парашютах.
Сначала спецгруз, в бумажных мешках из-под цемента, чтобы избежать неприятностей с полицией, был доставлен четырьмя грузовиками на побережье океана, а потом на рыболовецких сейнерах в нейтральных водах перегружен на сухогруз "Арендзее". При этом 10 тонн настоящего цемента выбросили в океан. Теперь все соответствовало товарно-транспортным накладным.

Однако все эти манипуляции не остались незамеченными спецслужбами ЮАР, спланировавшие провести операцию "Нобилис", конечной целью которой стала ликвидация полученного урана. Данное задание диверсанты смогли осуществить, затопив транспортное судно прямо в гавани, а так как на рейде находилось множество неопознанных грузовых судов, то заминировали несколько подходящих под описание сухогрузов.

В результате операции 30 июля 1984 года в ангольском порту Луанды были взорваны немецкий сухогруз "Арендзее" и ангольское судно "Лундоже". Кроме штатного экипажа, который боролся за живучесть судна, на спасение пришли моряки буксира "Неотразимый", приписанного к эстонскому Минрыбпрому. Чтобы избежать затопления буксир подтолкнул MS Arendsee на мелководье. К счастью, на рейде находился однотипный сухогруз MS Blankensee, на который перегрузили большую часть груза с тонущих судов. Вскоре полученные пробоины и поступления воды были устранены.

Однако комиссионный осмотр судна, а также возникающие вопросы со стороны страховой компании, подрыв судна в условиях войны в Анголе, которой юридически не было и радиоактивное заражение трюмов контрабандным ураном, предопределили дальнейшую судьбу судна - эксплуатацию и ремонт сухогруза MS Arendsee посчитали нецелесообразным… В то же время, ангольское судно "Лундоже" отправили на ремонт в Бразилию.

В итоге 5 сентября 1984 году грузовой транспорт "Арендзее" отбуксировали и затопили в Атлантическом океане на глубине 533 метра в точке с координатами 08°42S, 12°51E.