Комментарии на сайте (6263)

0 комментируетИз истории Базы Тралового Флота и Базы Рефрижераторного Флота 13 января 2014 в 21:25

прочитал и как то родным чем то повеяло спасибо
0

yuri комментируетБМРТ-0474Оскар Сепре.jpg 13 января 2014 в 20:39

Moi pervii reis v 1977 v raion Farerskih ostrovov bil na etom sudne. 0

Рыбак Эстонии прокомментировалАнатолий Акулов.JPG 12 января 2014 в 23:55

Внутреннее благородство всегда проявляется и внешне, как и красота души - это хорошо видно в Акулове.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалУправление Сельдяного Лова 1956 -1958 годы 4 января 2014 в 11:16

Какие трудности испытывали моряки при лове сельди

За стахановскую работу, успешное освоение техники рыбного лова и высокие производственные показатели 2 апреля 1939 года 278 работников рыбной промышленности страны были отмечены правительственными наградами. Среди награжденных орденом Ленина были капитан РТ-29 «Киров» А. И. Стрельбицкий, капитан рефрижератора «Комсомолец Арктики» Д. А. Бурков, помполит Б. Г. Куликов, управляющий трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скорняков, матрос траулера «Киров» И. В. Старовойтов, кочегары траулера «Двина» Н. Ф. Бусленко и А. А. Виноградов.

Впервые в истории северного рыбного промысла для обнаружения рыбных косяков стали использоваться гидросамолеты. Первые неудачные вылеты не обескураживали – уже в осенние дни 1938 года авиаразведка оправдала себя. Обычно в рейс отправлялись четверо: летчик, бортмеханик, представитель ПИНРО и промысловик. Летели на высоте 600 – 700 метров со средней скоростью 170 километров в час. Как только замечали в воде темные очертания косяков, сообщали траулерам.

Не все, конечно, на сельдяном промысле шло гладко: не было достаточного опыта, недоставало снаряжения. Путина шла не организованно. В мае 1938 года искал сельдь лишь один траулер, спустя некоторое время отправился второй. Они обнаружили мощные косяки сельди, но не смогли вовремя сообщить о них. Руководители флота не сумели быстро переключить рыболовные суда на дрифтерный лов. Итоги весенне-летней сельдяной путины в Баренцевом море были подведены в приказе Наркомпищепрома № 1171 от 28 октября 1938 года.

В нем отмечалась успешная работа траулеров «Скумбрия» (капитан Я. А. Гунин), «Мойва» (капитан Д. Е. Миргородский), «Лещ» (капитан И. В. Анисимов), «Судак» (капитан В. В. Криворученко). Хорошо работали на промысле сельди экипажи РТ-52 «Сом», РТ-55 «Кета», РТ-48 «Севгосрыбтрест». Но в целом «Мурманрыба» оказалась неподготовленной к лову сельди в открытом море: суда вышли на лов с опозданием, ощущался недостаток дрифтерных сетей, отсутствовало единое руководство промыслом, колхозный флот фактически не участвовал в лове сельди.

В приказе высказывалось много упреков в адрес управляющего трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скорнякова, начальника управления тралового флота Г. Г. Тисленко, руководителя промысловой разведки А. Ф. Тарана. Для лова сельди в открытом море выделялось еще 10 паровых траулеров. Было предложено ввести новую систему оплаты труда на поисковых судах. Главным критерием для оценки труда становилась мощность обнаруженных косяков. Улучшалась ежедневная информация по радио о местах концентрации сельди и трески.

В то же время Наркомат излишне регламентировал работу флота. Дело доходило до того, что в приказах Наркомата пищевой промышленности предписывались способы лова рыбы, методы ее обработки, система вооружения тралов, время траления и т. д.

Перед промысловыми организациями Мурмана в конце 1938 года стояли две задачи: во-первых, ликвидировать отставание, наверстать упущенное и выполнить план; во-вторых, усилить темпы лова сельди.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалУправление Сельдяного Лова 1956 -1958 годы 4 января 2014 в 11:15

Организация дрифтерного лова

(Источник: Войниканис-Мирский В. Н. Техника промышленного рыболовства и промысел морского зверя. Пищепромиздат, М. 1961)

Дрифтерный лов принадлежит к активным видам лова. Суда, снабженные сетями, топливом, продуктами, водой и т. д., уходят на промысел далеко в море, разыскивают рыбные косяки, облавливают их и возвращаются на береговые базы идя сдают уловы на приемные суда и плавучие базы-матки.
Наиболее широко дрифтерный лов применяется в Северной Атлантике, которая является основным районом сельдяного промысла, начатого здесь в 1948 г. Сначала промысел проводился лишь в весенне-летний период. Однако опыт работы промыслового флота показал, что промысел можно с успехом проводить круглый год и что в осенне-зимний период уловы значительно выше. Определился и тип дрифтерного порядка: в весенне-летний период, когда сельдь держится в верхних горизонтах, стали применять порядок с нижним вожаком, а в осенне-зимний, в связи с опусканием сельди на глубины, применяют порядки с верхним вожаком.
Наличие скоплений сельди в течение всего года в Северной Атлантике у Фарерских островов, Исландии, Ян-Майена и даже в Северном море обусловило возможность создания наиболее крупного экспедиционного лова. В настоящее время сотни судов типа СРТ выходят в этот район из Мурманска, Калининграда, портов Латвии, Эстонии, Литвы. Рейс СРТ продолжается 100- 130 суток и даже больше. В море суда базируются на матки- крупные океанские пароходы, куда они сдают продукцию и откуда получают все необходимое. Суда сведены в отряды (по 10-20 судов в каждом) с флагманом во главе.
Большую роль на промысле играет хорошо организованная промысловая разведка и оснащение судов новейшей поисковой аппаратурой.
На Каспийском море существует два вида дрифтерного промысла - весенний и зимний экспедиционный.
Весной суда находятся в море на протяжении всей путины, т. е. около 50 дней, не возвращаясь к берегу. Вместе с промысловым флотом в море выходят приемно-транспортные суда, принимающие улов от сейнеров и доставляющие его на плавучие или береговые рыбозаводы. Сейнеры в море снабжаются продовольствием, водой, горючим для двигателей и т. д. Благодаря этому путинное время не теряется на переходы к базам и возвращение в море. Следуя за косяками сельди, суда занимаются только ловом. Выметав с вечера сети, рыбаки отдыхают ночь, а утром приступают к выборке порядков и выпутыванию рыбы.
Днем команда занимается мойкой, чисткой и ремонтом сетей,заменой некоторой части их новыми, дезинфекцией и сушкой сетей и т. д. В это время капитан, получив по радио указания о скоплениях сельди в каком-либо районе, направляет туда судно. Рыбаки набирают порядок и готовят судно к новому дрейфу.
По окончании сельдяной путины суда возвращаются на береговые базы или, в связи с развитием в последние годы летнего килечного лова на электросвет, большей частью переключаются на этот вид лова.
Осенью ввиду ухода сельди на зимовку в южные районы Каспийского моря промысел носит экспедиционный характер. Экспедицию, состоящую из промысловых и транспортных судов, возглавляет плавучая матка - большое морское судно, имеющее на борту ремонтные механические мастерские, цех консервирования орудий лова, склады сетематериалов, запасных частей, продовольствия и т. д. На матке имеется клуб, кино, баня, прачечная и т. д.
Сейнеры ловят сельдь в течение всей зимы. Приемно-транспортные суда, принимая от них рыбу, выполняют функции снабжения, связи и т. д. На судах установлены рации. Управление всей флотилией осуществляется с базы.
В Баренцевом море организация дрифтерного промысла несколько иная. Лов сельди дрифтерными сетями здесь начинается в открытых районах моря с июня и продолжается до декабря, т. е. в период перемещения ее с запада на восток.
В июле сельдь подходит к прибрежным районам, где держится до октября. Зимой она отходит в западные районы моря и опускается ,на большие глубины, недоступные для дрифтерных сетей.
В прибрежных районах сельдь ловят с малых судов - МРТ, РБ и других, выходящих в море на 3-5 суток, а в открытых частях моря работают СРТ, находящиеся в море 15-20 суток. Суда берут с собой запас соли для посола выловленной сельди.
По указанию промысловой разведки суда выходят в район наиболее густых концентраций сельди и занимаются поиском рыбы. Обычно днем сельдь опускается на глубину, а с наступлением темноты поднимается к поверхности. Поэтому ловят ее большей частью ночью.
Порядки выметывают вечером, и после ночного 6-7-часового дрейфа выбирают их. Рыбу .вытряхивают из сетей, сети перебирают, моют, чинят и готовят к новому дрейфу. При этом одну треть сетей заменяют новыми. Одновременно с обработкой сетей убирают и засаливают рыбу. Если береговая база расположена близко от района лова, то сельдь доставляют на нее в свежем виде.
В условиях полярного дня сельдь ловят при дневном освещении. Опыт передовиков дрифтерного лова свидетельствует о полной возможности дневного лова и в период смены дня и ночи.
Взяв полный груз сельди, судно возвращается в порт. В прибрежных районах при лове с малых судов иногда приходится возвращаться в порт ежедневно, доставляя рыбу в свежем виде.
На Дальнем Востоке у берегов Сахалина и Приморья дрифтерный лов развит главным образом в прибрежной зоне. Суда днем выходят в море, разыскивают места концентрации рыбы, выметывают порядки, дрейфуют ночь и после выборки порядков возвращаются на береговые базы. В Охотском море лов жирующей сельди проводится экспедиционным способом с участием плавучих баз.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалУправление Сельдяного Лова 1956 -1958 годы 4 января 2014 в 11:04

В состав первой сельдяной экспедиции, отправившейся 17 июня 1948 года к берегам Исландии, входили: плавбаза «Тунгус», один средний рыболовный траулер, 5 шхун. Об этой экспедиции сохранилось немного документов. Имеются несколько приказов по подготовке экспедиции: об обеспечении судов экспедиции орудиями лова (ГАКО, ф.Р-225, оп.7, д.9, л.54-55); о продлении времени дежурства легковых автомашин для обслуживания нужд экспедиции (ф.Р-225, оп.7, д.10, л.31); о введении дополнительной вахты работы радиостанции на период подготовки (ф.Р-225, оп.7, д.10, л.26). Материалы по результатам этой экспедиции находятся в сводном балансе основной деятельности Балтгосрыбтреста за 1948 г. (ф.Р-225,оп.7, д.14, л.12, 58, 68, 81-83, 86, 95).

С января 1949 года идёт подготовка к новым сельдяным экспедициям в Северное море и Северную Атлантику. Фонды архива содержат приказы, устанавливающие объём работ, обязательных к проведению в первом квартале 1949 года для нужд экспедиционного лова, определяющие потребность в рабочей силе, решающие вопросы финансирования и кредитования экспедиций, их материального обеспечения (ф.Р-225, оп.7, д.16, л.26-87, д.23, л.4-8).

Документы отражают особенность подготовки экспедиций 1949 года – специфику комплектования личного состава, вызванную острой нехваткой кадров, квалифицированных специалистов (ф.Р-225, оп.7, д.23, л.6-7; ф.Р-57, оп.1, д.8, л.241).

С 8 октября 1949 г. для осуществления непосредственного руководства Северо-Атлантической и Североморской сельдяными экспедициями в системе Балтгосрыбтреста было организовано Управление экспедиционного лова (ф.Р-225, оп.7, д.16, л.123).

В целях дальнейшего освоения промысла сельди в 1951 году намечается проведение сельдяной экспедиции в Северную Атлантику и организация регулярных рейсов по добыче сельди в Северном море (ф.Р-225, оп.7, д.34, л.81-83, 126).

Приказы по Балтгосрыбтресту и Управлению тралового флота, имеющиеся в документах облгосархива, отражают следующие вопросы: формирование и снаряжение сельдяных экспедиций, определение сроков выхода в море судов, оформление личных составов судов, установление производственных заданий, назначение руководителей промыслов, оформление документации экспедиций (ф.Р-225, оп.7, д.34, л.81-113; д.36, л.71а; д.40, л.1-6; ф.Р-57, оп.1, д.19, л.248, 256, 268; д.20, л.61-62).

Документы содержат отчёты о работе экспедиций 1951 года: подведены итоги, отмечаются успехи и недостатки, даны показатели работы промысловых судов экспедиций по периодам, имеются таблицы промысловых квадратов с наибольшим количеством вылова (ф.Р-225, оп.7, д.40, л.1-6; ф.517, оп.2, д.5, л.12, л.27-29).

Подготовка сельдяных экспедиций 1952 года в документах облгосархива отражена остаточно полно: имеются приказы по Министерству рыбной промышленности СССР (ф.Р-225, оп.7, д.48, л.146-156), приказы по Управлению тралового флота и Балтгосрыбтресту о подготовке и отправке судов экспедиций, о производственных показателях плана добычи сельди, о назначении комиссии по проверке готовности судов, о назначении начальника сельдяной экспедиции в Северном море, о сроках выхода судов в море (ф.Р-57, оп.1, д.27, л.76-78; ф.Р-225, оп.7, д.46, л.62-66; д.267, л.1-11; д.44, л.162; д.45, л.33, 59-68; д.46, л.41-43).

Документальные сведения представлены также промысловыми обзорами Северной Атлантики за май 1952 года и за период с 17 июня по 30 октября 1952 года (ф.Р-225, оп.7, д.264, л.1-9; д.58, л.23-26; д.59, л.1-9). В целях содействия сельдяной экспедиции в Северную Атлантику было направлено научно-исследовательское судно СРТ-355. В фонде Балтгосрыбтреста есть документы об итогах этого рейса (ф.Р-225, оп.7, д.265, л.1-10).

Имеются сведения о прибытии судов из Северо-Атлантической экспедиции в ноябре 1952 года (ф.Р-57, оп.1, д.29, л.92-105).

Подведение итогов сельдяных экспедиций 1952 года также отражено в документах фонда Балтгосрыбтреста и Управления экспедиционного лова (ф.Р-225, оп.7, д.66, л.31-33, 146-149; ф.Р-517, оп.2, д.16, л.51-56, 70).

К 1953 году в Северной Атлантике складывается благоприятная промысловая обстановка, поэтому перед экспедиционным флотом ставится задача значительно увеличить добычу атлантической сельди, использовав для этого все имеющиеся резервы (ф.Р-225, оп.7, д.70, л.48-50)

По организации и подготовке сельдяных экспедиций 1953 года в фонде Балтгосрыбтреста есть приказы, определяющие плановую нагрузку на каждое судно; назначение ответственного за подготовку, снаряжение и отправку экспедиций; сроки выхода судов на промысел; представлены графики движения судов (ф.Р-225, оп.7, д.66, л.31-48; д.67, л.98-99; д.70, л.48-51, 53-59, 89).

Документы, подводящие итоги экспедиций 1953 года, представляют собой анализ их работы, отмечают недостатки, содержат указания на меры по улучшению работы поисковых и промысловых судов (ф.Р-225, оп.7, д.70, л.8а, 41-45, 66, 110; д. 68, л.102).

Государственным планом на 1954 год предусматривалось увеличение добычи рыбы по Балтгосрыбтресту на 62% по сравнению с минувшим годом, особое внимание уделялось добыче сельди - её вылов должен был увеличиться почти в 2 раза. С учётом недостатков минувшего года были подготовлены сельдяные экспедиции в Северное море и Северную Атлантику. В фондах архива имеются приказы о направлении СРТ, об укомплектовании запчастями, навигационными штурманскими механизмами, аварийным имуществом, о продовольственном и техническом снабжении судов, об установлении порядка сдачи и обработки рыбы, задания по вылову сельди (ф.57, оп.1, д.43, л.4-6; ф.225, оп.7, д.84, л.52-56, 82-83, 105, 106; д.192, л.1-84).

Есть документы о штатах, должностных окладах, расценках за продукцию, экспедиционных заданиях для СРТ и МРТ, о назначениях флагманского капитана и флагманского механика экспедиции (ф.Р-57, оп.1, д.43, л.90-91; ф.Р-225, оп.7, д.84, л.112, 131).

Много документальных источников, содержащих отчёты, справки, сведения, расчётные таблицы о выполнении норм выработки, о заработке членов судокоманд сельдяных экспедиций за 1954 год (ф.Р-225, оп.7, д.105, л.194-196; д.192, л.1-84; д.268, л.1-14).

Итоги работы экспедиции в Северную Атлантику 1954 года подведены также в приказе Министра рыбной промышленности СССР (ф.Р-225, оп.7, д.109, л.31).

В 1955 году в организации сельдяного промысла произошли коренные изменения – экспедиционная работа приобрела строго плановый характер, промысловые суда теперь находились на промысле не по техническому состоянию, как раньше, а по рейсовому заданию, выдаваемому в порту в соответствии с приказом Министра рыбной промышленности и соответствующими инструкциями (ф.Р-517, оп.2, д.85, л.37).

Улучшилось техническое оснащение судов: почти все СРТ экспедиции в Северную Атлантику были в 1955 году оснащены эхолотами – приборами поиска сельди, чего не было раньше (ф.Р-517, оп.2, д.85, л.38).

В документах архива можно ознакомиться с материалами подготовки экспедиций 1955 года, организационными мероприятиями по дальнейшему увеличению

Имеются документы об условиях оплаты труда участников этой экспедиции, о состоянии охраны труда, техники безопасности и промсанитарии на судах, об установке порядка выдачи продуктов работникам плавсостава экспедиции (ф.Р-57, оп.1, д.52, л.2; ф.225, оп.7, д.105, л.227; д.106, л.78-80).

В экспедициях 1955 года велись эксперименты по лову сельди разноглубинными тралами и на электросвет. Об этом свидетельствуют документы фонда Балтгосрыбтреста (ф.Р-225, оп.7, д.106, л.47, 180-181; д.107, л.99-100).

Итоги экспедиции подведены в приказе Министра рыбной промышленности СССР (ф.Р-225, оп.7, д.110, л.21-25), в докладе Управления экспедиционного лова о работе Северо-Атлантической сельдяной экспедиции (ф.Р-517,оп.2, д.85, л.33-52) и в объяснительной записке Управления экспедиционного лова к годовому отчёту за 1955 год (ф.Р-517, оп.2, д.85, л.1-25).

К 1956 году возрастает значение тралового лова сельди в Северном море. В связи с этим Балтийская промысловая разведка ликвидируется и организовывается Североморская разведка при Управлении тралового флота с районом действия Северное море (по образцу перспективной разведки Северо-Атлантических экспедиций) ф.Р-57, оп.1, д.61, л.11-12, 23-24).

В фондах архива имеются документы, содержащие: перечень плавбаз и танкеров, участвующих в сельдяной экспедиции 1956 года, план распределения дрифтерных сетей, нормы выработки и снаряжения промвооружением одного СРТ на добычу сельди в Северной Атлантике, типовой режим работы СРТ, график нахождения судов в море, план отгрузки пенопласта, временные нормы износа промснаряжения для одного СРТ, Положение об оплате труда плавсостава (ф.Р-225, оп.7, д.110, л.34-45; д.362,л.27-29).

В фонде Балтгосрыбтреста есть протокол совещания при управляющем Балтгосрыбтрестом «Об итогах работы Северо-Атлантической сельдяной экспедиции в 1956 году и мероприятия по дальнейшему увеличению добычи сельди» (ф.Р-225, оп.7, д.362, л.15-21) .

1957 год характеризуется окончательным переходом на круглогодичный лов сельди.

Документы отражают многочисленные мероприятия по подготовке и организации экспедиции: снабжение флота, утверждение штатов экспедиционного состава флотилий, изменения в штатном расписании плавбаз, нормы добычи и обработки рыбной продукции, положение об оплате труда плавсостава, порядок отчетности плавбаз, назначение начальников экспедиций, приказы о включении в состав экспедиционного флота вновь принятых судов (ф.Р-517, оп.3д.1.72, 195; д.2, л.2, 19-22, 36-38, 100, 101, 183, 188-193, 294; ф.Р-225, оп.7, д.362, л.1-35; ф.57, оп.1, д.75, л.246).

Сведения об итогах экспедиций 1957 года в документах архива почти отсутствуют. Имеются приказы о премировании за безаварийное плавание работников плавбаз Северо-Атлантической сельдяной экспедиции (ф.Р-517, оп.3, д.18, л.30).

В июле 1958 года организуется Совет Северо-Атлантических сельдяных экспедиций, созданный для координации работы на промысле сельдяных флотилий и научно-промысловых перспективных разведок Калининградского, Карельского, Латвийского, Ленинградского, Литовского, Мурманского и Эстонского совнархозов (ф.Р-225, оп.7, д.503, л.119-122, 115-116; д.498, л.1-12).

В апреле 1961 года была организована экспедиция в Северо-Западную Атлантику на промысел сельди, положившая начало промысловому освоению нового района (ф.Р-225, оп.7, д.673, л.33-35), содержат переписку, донесения с судов экспедиции в адрес отдела добычи Балтгосрыбтреста и промразведки (ф.Р-225, оп.7, д.673, л.15-123). Имеются документы о результатах работы этой экспедиции (ф.Р-225, оп.7, д.673, л.42-44, 122-123; д.674, л.1-55).

В целях сохранения и пополнения запасов сельди в водах Мирового океана принято решение в дальнейшем не проводить специальные сельдяные экспедиции.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалгазета рыбак эстонии 4 января 2014 в 10:42

Заголовок газеты - Рыбак Эстонии : орган партийного и профсоюзного комитетoв, управления и комитета комсомола Эстонского рыбопромышленного производственного объединения [Эстрыбпром] Океан

Год издания - издавалась с 6.сентября 1962 (N 1) по 27 августа 1992 (N 24) (3824)
Место издания - Таллинн : [б.м.], 1962-1992
Размер - 42x30 см.

Периодичность издания - 1 раз в неделю, 1962-1964, 1990-1992; 2 два раза в неделю, 1989 ; 3 раза в неделю, 1969-1988

Основной формат : 31x23 см (1962-1963)
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭТ-0202 ТР Бора 2 января 2014 в 12:50

Борис Ляпахин


МАЯК

Теплоход "Бора", еще два года назад бывший шведским банановозом "Брунсхольм", а ныне транспортный рефрижератор под новым гордым флагом, приближался к берегам западной Африки. Приближался во весь опор пяти тысяч лошадей, упрятанных в мановском дизеле, выдававшем на счетчик скорости стабильные двадцать два узла. И это при том, что был он забит по завязку. Под горловину всех четырех трюмов, в которых мирно дремали серебристый хек и черный карась, макрель королевская и скромная пикша и еще костлявая ставрида, от которой даже оголодавшие африканские аборигены воротили носы. Всего делов было пять с половиной тысяч тонн и все в замороженном виде.
В ходовой рубке теплохода было совсем еще темно, хотя небо впереди уже светлело и уже различимой стала тонкая полоска облаков над неясным пока горизонтом. Почти все лобовые иллюминаторы в рубке были открыты и, вскинутые наверх, принайтовлены к подволоку. Обе двери, ведущие на крылья мостика, были распахнуты настежь, однако внутри не ощущалось ни малейшего движения воздуха. Он будто застыл, густой, осязаемый, влажный. Отсюда казалось, что и судно замерло на месте, и только ровное, мягкое шипенье, доносившееся из-за бортов, говорило: двадцать два узла и ни на один меньше. В рубке стояла тишина, нарушаемая лишь зуммером приборов да пощелкиванием авторулевого, перекладывавшего руль с борта на бот. Такая атмосфера очень способствует здоровому, крепкому сну.
Чтобы противостоять здоровому сну, вахтенный четвертый штурман с рулевым матросом, оба в шортах и одинаковых рубашках из судовой лавки и шлепанцах, бодро расхаживали по рубке, что-то временами напевая, временами останавливаясь перед каким-нибудь из иллюминаторов, чтобы внимательно осмотреть горизонт и затем продолжить свое шествие. Иногда, чтобы еще более взбодриться, то один, то другой, то оба вместе пускались выделывать под собственный аккомпанемент что-то вроде твиста. Затем вдруг резко обрывали танец и продолжали шествие.
Все это не мешало обоим вахтенным думать о своем. Штурман Казанцев жмурился, представляя предстоящую по возвращении домой свадьбу - невеста заждалась, забросала радиограммами, а матрос Пухов... Он жениться не собирался. Пока. Хотя уже сдал сопромат в мореходке и находился здесь, на "Боре" на годовой практике. И в голове у него была какая-то каша.
Иногда они выходили на крылья мостика и, перегнувшись через планшир, смотрели, как проносится вдоль борта белая шипящая струя, как вдруг вспыхивают на черной поверхности океана неровные, похожие на огромных амеб маслянисто-холодные светящиеся пятна и тоже проносятся мимо. Порой это были не пятна, а целые поля; от них, казалось, и небо начинало светиться неживым голубоватым светом.
Летучие рыбы то и дело выпархивали из воды и светящимися стрекозами уносились с дороги судна, чертя на поверхности следы подобно пущенной по воде ракушке.
Ничто больше не тревожило в эти предрассветные часы безмятежный тропический океан. Океан еще спал, мирно, свободно дыша, и дыхание это гладкой, пологой волной вздымало его исполинскую грудь.
Безмятежно спал в это время и спаянный экипаж теплохода, разумеется, помимо вахтенной службы, приходя в себя после каторжной работы на промысле. Так же безмятежно сопел в свои дырочки и старпом теплохода, хотя, согласно уставу судовой службы, должен был утреннюю вахту нести на мостике вместе с четвертым помощником. Старпом вполне доверял молодому - полтора года после мореходки - четвертому штурману, который был горд от этого доверия и правил службу со всей серьезностью и сознанием ответственности за современный корабль и населявших его шестьдесят живых организмов.
Не мучился бессонницей и знаменитый на всю Запрыбу капитан Герасимов. Хотя, если бы мучился и по этой причине вздумал от скуки подняться на мостик, старпом Зарипов наверняка получил бы вздрючку и, возможно, съехал бы в должности. Скажем, до второго, а то и третьего штурмана. А те поднялись бы, соответственно.
Но пока все было как было, и четвертый штурман Юра Казанцев в очередной раз вышел на левое крыло, глянул за борт, затем поднял к глазам бинокль и, держа его совершенно оригинально: кончиками вытянутых пальцев, большими при этом держась за подбородок - явно кому-то подражая, - внимательно осмотрел горизонт. Там, впереди, за невидимым пока горизонтом ждали его желтые берега и белые города жаркой Африки. Хотя и здесь, в океане, от самой Джорджес-банки жара стояла несусветная. Наверное, от нее весь переход через океан сопровождался миражами: какие-то разноцветные цилиндры, конуса и иные геометрические фигуры возникали из ниоткуда, оборачиваясь со временем встречными или поперечными судами. До берега, однако, было еще далеко, около суток хода, и потому душевное состояние молодого штурмана было под стать дыханию океана.
Осмотрев горизонт по левому борту, штурман шагнул на прогулочную палубу, решив обойти надстройку кругом, а заодно посмотреть, что делается на корме.
"Еще минут пятнадцать-двадцать, - думал он, - и горизонт обозначится и можно будет определить место по звездам". Звезды были удивительно ярки сейчас, несмотря на светлеющее на востоке небо.
Штурман уже обогнул надстройку и подходил к правому крылу мостика, когда услышал вдруг голос Пухова:
- Иваныч, слева тридцать - маяк!
Обращение по отчеству прозвучало для молодого штурмана приятнейшей музыкой. Он невольно улыбнулся, сразу сильно зауважав себя, и совершенно упустил смысл слов, произнесенных Костей Пуховым.
- Маяк слева, Иваныч, - повторил матрос, когда Юрий Иванович вошел в рубку.
- Да ты чего? Какой маяк?! - штурман даже отмахнулся. Он был уверен, он знал, что никакого маяка здесь быть не может.
- Точно, маяк, - упрямо повторил будущий коллега, показывая рукой направление. - По-моему, затмевающийся.
- Тебе что-нибудь мерещится, - возразил Казанцев, но подошел к иллюминатору и поднес бинокль к глазам.
- Левее смотри, левее, - подсказал Пухов. - Тридцать-тридцать пять курсовой. Во, видишь, горит.
- Да, вижу, - произнес штурман, не желая однако верить глазам своим, и тут же бросился в штурманскую. Он торопливо нанес на путевую карту счислимую точку на данный момент, измерил от нее расстояние до ближайшего маяка на берегу. Расстояние оказалось более трехсот пятидесяти миль. Указанная на карте дальность видимости маяка составляла двадцать восемь миль. С учетом высоты мостика судна получалось тридцать пять. Получалась какая-то чепуха. Абсурд! К тому же, этот ближайший по карте маяк был проблесковым, а тот, что видели они - затмевающийся.
"Может, извещение какое было? - пришло предположение. - Может, плавучий маяк здесь поставили, а Леха карту не откорректировал? Да вроде третий штурман парень аккуратный. Надо старпома будить". Однако, прежде чем звонить старпому, он взял секундомер и вышел в рулевую, чтобы определить характеристики маяка.
Костя Пухов стоял возле тумбы авторулевого, готовый, видимо, перейти на ручное управление, чтобы в случае чего изменить курс. Казанцев отыскал маяк, подождал, когда он потухнет, включил секундомер. Да, маяк затмевающийся с периодом восемнадцать секунд. Проверил еще раз и только после этого подошел к телефону.
Старпом на звонок не ответил. Юрий набрал номер еще дважды - тот же результат. Штурман начал слегка волноваться, даже паниковать про себя, однако солидным командирским голосом распорядился:
- Матрос Пухов, срочно разбудить старпома!
Костя удивился слегка, но без слова вышел из рубки, а штурман вышел на крыло и определил пеленг на маяк. Через пару минут Пухов вернулся на мостик, а еще через пять в рубку, кряхтя и позевывая, вошел помятый старпом.
- В чем дело, Юрий? - спросил он недовольно. - Что случилось?
- Маяк, Ренат Камильевич, - четвертый показал направление.
- Ну и что? - буркнул старпом, но тут же всполошенно:
- Какой маяк?! Откуда?
- А черт его знает. На карте его нет.
Старпом забежал в штурманскую, через минуту, видимо, убедившись, что маяка тут действительно быть не должно, вышел снова.
- Пеленг брал на него? - спросил он Казанцева.
- Да, десяти минут не прошло, как брал.
- Пойди еще посмотри, - приказал старпом и стал к телеграфу.
- Пеленг не меняется! - прокричал с крыла четвертый штурман.
- Ясно, - отрубил Зарипов и перевел ручку телеграфа на "малый ход".
Где-то внутри, в глубине судна что-то зазвенело, зачихало, и потом наступила напряженная тишина.
- Перейти на ручное управление! - скомандовал старпом рулевому.
- А я уже перешел, - отозвался Пухов.
- Что значит, уже? Что за самодеятельность?! - старпом был крайне раздражен.
- Так ясно же, Ренат Камильевич.
- Что тебе ясно? Мне еще ни черта не ясно, а ему, видите ли, ясно. Провидец какой! - старпом взвинчивал себя, видимо, намереваясь накрутить кому-нибудь хвост за потревоженный сон. Но в это время требовательно зазвенел телефон.
- Слушаю, - Зарипов снял трубку.
- Что там у вас за маневры? Почему ход сбросили? - старпом услышал недовольный голос капитана.
- Да маячок тут открылся, Альберт Иваныч.
- Какой, к черту, маячок? Не слишком ли рано?
- Да сам не пойму. Какая-то затмевающаяся мигалочка.
- Сейчас поднимусь, - буркнул капитан и положил трубку.
Через некоторое время и капитан уже был на мостике и тоже с удивлением разглядывал в бинокль неведомый маяк. Четвертый штурман то и дело определял пеленг на него и докладывал, что пеленг не меняется - явны признак опасного сближения.
- Стоп машина! - скомандовал капитан. Старпом немедленно исполнил. - Третьего штурмана на мостик! - приказал Герасимов и вышел в штурманскую. Старпом последовал за ним.
- Кто брал последнюю обсервацию? - спросил капитан раздраженно, подозревая грубый промах кого-то из штурманов, раскрывая при этом судовой журнал.
Судно, двигавшееся теперь по инерции, постепенно замедляло ход, теряя управляемость, начинало разворачиваться. Теперь стал ощутим попутный доселе ветер. Скоро "Бора" совсем потеряла ход, и матросу стало нечего делать на руле. Пухов отошел от штурвала, вышел на крыло, где по-прежнему оставался четвертый штурман.
- Сейчас с третьего будут стружку снимать, - сказал Костя грустно.
- Да, я ему не завидую, - согласился Казанцев, стоявший, облокотившись на репитер гирокомпаса. - Откуда этот маяк тут взялся? Мираж какой-то.
- Ты когда последний раз карты корректировал? - в подтверждение их догадки донесся из штурманской крик капитана.
- Как радисты навимы дают, так и корректирую, - голос третьего помощника походил на блеяние ягненка.
- Последние когда были? Откуда здесь маяк? Где маркони? - сыпал, не дожидаясь ответов, капитан.
- А ты радар не включал? - спросил Казанцева Костя. - Далеко ли до берега?
- Что-то и не подумал про локатор. Видимость-то вон какая - миль за сорок.
- А все же надо было глянуть. А где маяк-то?
Судно уже развернуло настолько, что маяк должен был теперь находиться с другого борта. Они прошли через рубку на другое крыло, внимательно осмотрелись. Маяк исчез.
- Выключили его, что ли? - предположил Казанцев. Костя пожал плечами.
- Вроде рановато еще выключать, - сказал он.
Горизонт тем временем становился все четче, раздвигаясь от востока на обе стороны. Небо на востоке изрядно порозовело. Узкие фиолетовые полоски перистых облаков в несколько рядов растянулись на краю неба. И вдруг между этими полосками, довольно высоко над лезвием горизонта вспыхнул огонь.
- Венера, - пробормотал Юрий и тут же, осознав свою догадку, неистово завопил:
- Ве-не-ра-а-а!!!
- В чем дело? Что за вопли? - из штурманской один за другим вышли капитан со старпомом и взъерошенный третий штурман.
- Венера, Альберт Иваныч, - ослепительно сиял четвертый. - Это Венера всходит.
- Какая Венера? - поднял брови капитан. - А как же ваши характеристики - затмевающийся огонь, восемнадцать секунд период?
- Да так и было. Вы посмотрите.
Теперь все ясно увидели яркую звезду над горизонтом. Вот очередная полоска облаков наползает на нее, звезда тускнеет, вот исчезает вовсе. Через некоторое время вновь вспыхивает огонь, но теперь он долго не угасает. Ветер загонял последние перышки облаков за линию горизонта. Все, словно по команде, облегченно выдохнули, радостно заулыбались.
- Вот это фокус! - сказал старпом. - Вот это маяк!
- Да, - согласился капитан снисходительно, - занятный случай. А, между прочим, вы какого рожна локатор не включили?
- Так видимость-то, Альберт Иваныч, - старпом повел вокруг рукой. Видимость и впрямь была исключительной.
- Ладно, чего уж там, - отмахнулся капитан, покидая мостик. - Хорошо еще, что все так обошлось. Только точку мне, обсервацию... Чтобы через полчаса место было!
- Будет место через полчаса! Даже раньше! - пообещал четвертый штурман и бегом припустил в штурманскую, чтобы взять секстан...
0

Рыбак Эстонии прокомментировалТР Бора в порту 1966 год 1 января 2014 в 19:03

""

члены экипажа контролируют работу холодильного оборудования 1966-1968 годы

""

торжественная встреча в порту 1980 год
""

ТР Бора в порту 1966 год

""

на мостике т.р. бора
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭР-0303 ПР Буревестник 1 января 2014 в 18:58

""


""
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-4515 СРТ-4515 31 декабря 2013 в 12:41

""



Спасательный буксир Ураган проводит в таллиннский рыбный порт СРТ-4515 - 1960 -1970 годы
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-4557 СРТ-4557 31 декабря 2013 в 11:26

""
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭБ-0605 БМРТ Мыс Челюскин 30 декабря 2013 в 16:43

Капитан-директор Виктор Казанцев 1970-19979 годы
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-4510 СРТ-4510 30 декабря 2013 в 16:33

В декабре 1965 года капитан Молодцов

тралмастер - Николай Матвиенко в 1968 году
В 1970 году капитан Якупов
В 1971 году капитаны Ступин и Кунегин
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-4511 СРТ-4511 30 декабря 2013 в 16:32

В декабре 1965 года капитаны - Ерохин, Фисан

Старпом - Евгений Князев в 1966 году

""

Экипаж СРТ-4511 1967 год
В 1970 году капитан Баранчиков
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-4558 СРТ-4558 30 декабря 2013 в 16:31

В 1962 году
Капитан Рожко
1963 год
Капитан Евгений Подъячев
Старший мастер добычи Тойво Лемети


В 1965 году капитаны Подъячев Е. А., Перевозчиков, Бабаев.

Капитан - Геннадий Карауш, 3-й помощник Александр Бычков в 1967 году,

В 1970 году Субботкин
В 1971 году капитаны Шевчук, Альшанский и Ренжин
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-4575 СРТ-4575 Боксит 30 декабря 2013 в 16:26

В декабре 1965 года капитаны - Тютрин, Ильченко

матросы - 1-го класса Юрий Грубинин и Николай Сокуренко,
2-го класса Анатолий Батура
В 1970 году капитаны - Владимир Минаев, в мае Чомахидзе
0

Рыбак Эстонии прокомментировалЭИ-9040 СРТР-9040 Колга 30 декабря 2013 в 16:14

В 1962 году
Стармех Иванов В П

В 1963 году
Капитан Москалев
Парторг Семенов

В декабре 1965 - капитан Пироженко

Капитан - Александр Пироженко, 1967 год


""

моторист СРТР-9040 Александр Мариц


""


матрос первого класса СРТР-9040 Александр Козловский 1968 год
0

Валентин Шевченко. комментируетТР Бриз.jpg 22 декабря 2013 в 23:46

1965 г. Мой первый пароход. 0

Рыбак Эстонии прокомментировалРМС-1530 в Таллиннской рыбной гавани 1956 год 21 декабря 2013 в 09:25

1956 РМС-1530

Головной
РМС-1501 ДРУЖБА
Строительный номер - 1501
Бортовой номер -
Порт приписки - Рига
Номер ИМО -
Тип и назначение -
Год постройки - 1953
Страна постройки - ГДР, Бойценбург, Эльба-верфь
Год, смена названия -
Использование -
Год списания -
Страна регистрации - СССР
0