Памяти Сергея Владимировича Хорохонова. ВОСХОЖДЕНИЕ – 06 11 1979

Автор
Опубликовано: 1674 дня назад (18 сентября 2019)
0
Голосов: 0
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

САМОЕ время начать бы писать историю объединения «Эстрыбпром». Повод — лучше не придумать: не только мы — вся республика готовится отметить 25-ю годовщину начала океанического промысла рыбаками Советской Эстонии. То есть рыбаками Эстонского производственного управления рыбной промышленности, как называлось четверть века назад наше объединение, а до недавнего времени — «Океан».
Ну, история — пожалуй, чересчур громко: что такое 25 лет? Скажем скромнее— биография объединения. Как её писать? Проще простого — по архивным документам: тогда-то наши суда вышли впервые в океан, заветную Атлантику, на столько-то выполнили план и т. п. Ан — скучно, протокольно... Не лучше ль, не интереснее ли проследить биографию объединения через биографии тех людей, чьи судьбы «в единую слиты» с судьбой «Эстрыбпрома»? Признаем, что в горячке и текучке дел, суете сует, от которых никуда не деться, мы до обидного мало и редко, разве что походя, вспоминаем об этих людях — ветеранах объединения и пионерах океанического промысла. На чью долю, собственно, выпало самое трудное — быть первыми. И которым мы, и особенно молодежь, обязаны всем, что имеем сегодня: мощное рыбопромышленное объединение и проторенные дороги в океан, опыт предшественников — удачный и неудачный (ценно и то, и другое), и— традиции, отнюдь не самые заурядные как в главке «Запрыба», так и в системе МРХ СССР в целом.
Это — в порядке вступления к небольшому рассказу о большой, судьбе одного из тех людей, о которых и принято говорить: они были первыми. О Сергее Владимировиче Хорохонове. Заслуженном рыбаке ЭССР — кстати, он был одним из первых рыбаков нашей республики, удостоенных этого почетного звания в 1965 году, когда отмечался, опять-таки, самый первый День рыбака.
Рыбацкая биография этого человека — была у него, еще и : партизанская, в 12 мальчишеских лет... — начиналась 23 года назад, то есть в 1956-м, когда рыболовецкие суда Советской Эстонии стали осваивать и обживать океан. Выпускнику Ломоносовского мореходного училища, что в Ленинградской области, Сергею Хорохонову одновременно и повезло, и нет: рвался на СРТ, а назначили на РР, зато сразу вторым помощником капитана - Георгия Ивановича Кошурникова. Завидовал, понятно, тем, кому посчастливилось попасть на самые современные по тем временам суда — юркие и бесстрашные средние траулеры: никакой шторм им нипочем, а главное, как они брали рыбу! Одним из них командовал на зависть удачливый капитан Иван Агеев, о котором в УСЛ - Управлении сельдяного лова ЭССР — уже рассказывались всякие были и небыли. Будто бы по неделе мог не спать человек в море, не покидая мостика, и никто не видел его уставшим, и вроде бы не он искал косяки, а наоборот. И все такое прочее... Морской богатырь, не менее того, и по виду, и по духу. И впрямь, был Иван Александрович внешне ладно скроен и крепко сбит, и широкая душа рыбацкая нараспашку — бесшабашная, отважная и раскрытая. Кто из молодых рыбаков не хотел хоть как-то походить на этого человека! Будто на роду ему было написано стать Героем...
Первый рейс кому не запоминается на долгие годы? Сергею Хорохонову — на всю жизнь. Уж очень необычный. PP-1282, на который попал он, был переоборудован под дрифтерный лов. Что значит переоборудован? Не было нормального эхолота с самописцем, и локатора не было, и гирокомпаса, и сетевыборочных машин, «и еще кое-чего», загадочно говорили моряки... Проще сказать, что было, а именно — только шпиль, точнее, турачка грузовой лебедки, да рол, вот и вся недолга. О посольных агрегатах оставалось разве что мечтать. Кому не лень.
Это — во-первых. А во-вторых, в море — Норвежское — выходить пришлось... в понедельник, да еще 13 числа, в декабре 1956-го дело было. Разве ж забудется! То-то потешался над «верующими» раз веселый старпом Юрий Васильев. (Ну да, он самый — Юрий Васильевич Васильев, нынешний начальник отдела кадров объединения «Эстрыбпром»)...
Вот так они начинали, наши пионеры рыбацкой Атлантики. И, что совсем уж покажется невероятным иным рыбакам нынешнего поколения, ловили-таки рыбу, и не то что сносно, а вполне даже прилично. Подстраивались, к примеру, к СРТ И. А. Агеева: мечет он сети — ложились на параллельный курс и тоже выметывали, с поправкой на ветер, то есть на снос, И сами искали косяки селедки— по поведению птиц, знаменитых альбатросов (на севере зовут их — олуши): начинают нырять эти «пикировщики», камнем, падая вниз, в волны, - верная примета.
А во втором своем рейсе моряки РР-1282 под началом того же Ю. Васильева, уже капитана, вообще поставили дело почти на научную основу, разработав так называемый метод изотерм, поскольку эхолота на судне по-прежнему не было. Метод этот, в двух словах, сводился к следующему: выходил на бак «дед» — стармех Владимир Бабич и на тросике забрасывал вперед, насколько хватало сил, термометр в специальной защитной оправе, дабы не стопорить ход, чтобы взять пробы воды. Потом осторожно выбирал трос с термометром, а Сергей Хорохонов заносил показания его в свою книжицу-блокнот. И так не-сколько раз, после чего начинала вырисовываться изотерма и можно было с довольно приличной степенью точности определить, выражаясь современной терминологией, район оптимальных температур, с ощутимым перепадом в котором «паслись» рыбные косяки.
Пройдет не так уж много времени, и С. Хорохонов, капитан-директор БМРТ, применит этот метод у берегов Африки, откуда уйдут остальные суда, отчаявшись дождаться промысловой вспышки. И там, где беспомощными оказались современные приборы, этот донельзя примитивный метод позволит большому морозильному траулеру буквально забиться ценной рыбопродукцией и за какие-нибудь три недели набрать дополнительный груз сверх плана.
Не раз случалось подобное с капитаном Хорохоновым: как-то выходило, что везло ему там, где других преследовали неудачи. Но как именно? Ответить на этот вопрос проще, чем на другой — почему. Но ведь должен кто-то быть первым... Будучи капитаном-директором БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», осваивал С. Хорохонов первым район промысла в Атлантическом океане. Практически вслепую — из наших рыбаков тогда никто еще не работал здесь. Каверзный, прямо сказать, оказался район — 20-й градус, главным образом из-за резких, неожиданных перепадов глубин. Так его и называли моряки 350-го - «Район сплошных ям». То ли дело иметь дело с прямыми, ровными изобатами, — вздыхали штурмана,— занесло же сюда столько рыбы... «Так что ж, — спокойно рассуждал капитан, — не изобаты же нам нужны, верно, ребята? Будем вести планшеты глубин». Стали. После чего приступили к работе, облову рыбы и днем, и ночью. Маневрировали свободно и спокойно в любое время суток. Потом подошли другие суда. Так до сих пор и пользуются «планшетами Хорохонова». Сам же он был назначен капитаном-флагманом тогда, а БМРТ-350 объявлен опорно-показательным судном. Лестно, конечно, но, говорят, назвали (не назвался!..) груздем — полезай в кузов. Что означало: твой долг, обязанность — подтягивать другие суда до своего уровня. Как? А вот так: пересаживай своих штурманов на отстающие БМРТ и — по принципу: делай, как я, а то — делай лучше меня. И — делали. На 355-м, к примеру («Антон Таммсааре»): не ладилось — и вдруг стали соперниками. То же еще с двумя БМРТ. Радоваться или печалиться? Радовались, конечно; сочтемся славой, — говаривал первый помощник капитана Александр Иванников. После этого экипаж БМРТ-350 стал экипажем коммунистического труда.
5 февраля 1964 года газета "Советская Эстония» сообщала, что «экипаж БМРТ во главе с тов. Хорахоновым добыл в 1963 г. более 70 тыс. центнеров рыбы, выполнив годовой план на 136 процентов». БМРТ «Эвальд Таммлаан» стал флагманом по добыче рыбы. В том же номере газеты был опубликован Указ Президиума Верховного Совета ЭССР о награждении группы работников ЭПУРП — Эстонского производственного управления рыбной промышленности — Почетными грамотами Президиума Верховного Совета республики: С. Хорохонова, Н. Южакова, С. Маркова, В. Нечитайло, B. Сусского, В. Токмакова. Так они, продолжали, те, кого ныне называют ветеранами объединения «Эстрыбпром».
А теперь сошлемся на кубинский журнал «Map и Песко» («Море и рыболовство») № 13, октябрь 1966 г. Несколько страниц его посвящено рассказу о рыбаках Острова Свободы, вернувшихся из первого рейса в район Лабрадора и Гренландии. Фидель Кастро назвал этот рейс героическим. «Могли ли мы мечтать, что наши рыбаки, привыкшие вести прибрежный лов, будут вести промысел в самых отдаленных районах Атлантического океана!» — воскликнул он. В журнале — фото наиболее отличившихся рыбаков. Среди них — фотография капитана Сергея Хорохонова.
В те же годы — 1965—1967 — вместе с ним на Кубе работали: технолог Александр Пшеничный (ныне заместитель генерального директора объединения «Эстрыбпром»), капитан Александр Солдатов, старший механик Шевкет Абдулаев (плавал на одном судне с C. Хорохоновым), капитан Иван Крайнюков, не доживший, увы, до наших дней.
...Я не знаю, как закончить этот газетный, предельно сжатый рассказ об одном из тех, кого принято называть первыми. Да и не может быть здесь конца. Ибо большая биография Сергея Владимировича, ес-ли так выразиться, продолжает писаться. Им самим — бывший заместитель генерального директора объединения, вынужденный оставить этот высокий пост по состоянию здоровья (годы берут свое, черт бы их побрал!), С. Хорохонов продолжает трудиться у нас. Не такая уж спокойная ныне должность у него — капитан порта! Так что биографию этого' человека продолжает писать не только он, но и все объединение. Все радости и горести «Эстрыбпрома" — это и его радости, его горечь. Так было вчера — 20 с лишним лет назад, так есть сегодня, и так будет завтра.

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКЕ: три капитана, три друга, впервые удостоенные высоких правительственных наград за самоотверженный и плодотворный труд в Атлантике. Слева направо: капитан-директор БМРТ-368 «Оскар Лутс» П. Н. Писарев — награжден орденом Ленина; капитан-директор БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» С. В. Хорохонов — орденом Трудового Красного Знамени; капитан-директор БМРТ-333 «Юхан Сютисте» Ю. Е. Дергунов — орденом «Знак Почета». Апрель 1963 года.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!