Памяти мастера ЭРНК Алексея Романовича Драй. В МАСТЕРСКОЙ МАСТЕРА – 15 11 1979

Автор
Опубликовано: 1675 дней назад (19 сентября 2019)
0
Голосов: 0
• ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА •
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза, когда входишь в мастерскую по ремонту навигационно-штурманских приборов, расположенную в электрорадионавигационной камере, что на южной стороне рыбного порта — это обилие света и море. Море за всеми окнами, оно как будто и начинается отсюда, от стеллажей, полок, стендов, уставленных морскими приборами: барографами, звездными глобусами, пеленгаторами, секстанами, компасами всех, систем, хронометрами, секундомерами, морскими часами...
В ремонтной группе пять человек. Руководит ею мастер Алексей Романович Драй, бывший военный моряк, минер. В феврале этого года он отметил свой пятидесятилетний юбилей, а сейчас, в ноябрьские дни, исполняется 13 лет, как он пришел работать в наше объединение. Навигационная камера была тогда, можно сказать, в зачаточном состоянии. Пришлось все поднимать до нужного уровня, самому готовить себе помощников. Один из учеников, Николай Юхансон, работающий и сейчас бок о бок с мастером, повысил уже свой разряд до 6-го. Другие, правда, поразъехались, кто в Пярну, кто в рыбацкие колхозы. Всюду нужны специалисты. Другой ученик, Анатолий Алфимов, пошел в море вторым штурманом, и теперь сам уже на ходовом мостике БМРТ наставляет коллег, как нужно обращаться с приборами, чтобы они не обрастали «морской пылью».
У Алексея Романовича тоже был свой учитель. Реджинальд Францевич Жуковский, бывший красный партизан, потом моряк. От него унаследовал Алексей Романович спокойствие душевное и серьезное отношение к любому делу. «Минер ошибается один раз в жизни» — любил повторять учитель, и эта фраза запала в память навсегда, воспитала в характере ту жилку ответственности, которая и теперь, когда Алексей Романович имеет дело с сугубо мирными предметами, дает о себе знать.
Тогда, после войны, сколько было на Балтийском море мин! Попадались, как клецки в супе. И ударные, и магнитные, и акустические. Коварный враг! Молчаливый и хитрый. И его можно было победить только уверенностью в себе и спокойствием. Много обезвредил Алексей Романович таких молчаливых врагов, приходилось спускаться под воду. В 1955 году был награжден за свой героический труд орденом Красной Звезды.
И вот мы в мастерской навигационно-штурманских приборов. Ходим от стеллажа к стеллажу, как в библиотеке. И о каждом приборе мастер может рассказать что-нибудь свое.
— Вот приборы с буксира «Лембиту». Б прекрасном состоянии!... А за другие иногда сердце болит. Пеленгаторы оставляют в море на крыльях мостика не зачехленными. А там — дождь, снег, туман. Прибор начинает жечь коррозия. Неужели трудно смазать, и будет все в порядке... Вот моряки с РМС «Дербент» управления «Мангышлакрыбфлот», пришли с Каспия, принесли на проверку магнитные компасы. В одном вместо спирта — непонятно какая жидкость. Краска внутри компаса отстала хлопьями. Таким мне всегда хочется сказать: эх, моряки, моряки! Как же вы относитесь к прибору? Придет время, и он отплатит вам тем же! Море шутить не любит!... Больше всего времени отнимают такие компасы: 15 суток нужно выверять, регулировать. А на профилактику уходит всего час.
Алексей Романович показывает новинки техники: каллиматоры для выверки биноклей, автокаллиматоры для оптики, секстанов, для выставления нулевых точек зеркал. Другой прибор проверяет секстан по всей шкале, ибо малейшая неточность в астрономических наблюдениях дает ошибку на карте. У прибора — светящийся экран.
— Это наше собственное изобретение, — шутит Алексей Романович. Но видно, что за шуткой кроется гордость своим делом.
— Вместе с Александром Капиносом с участка РЛС сконструировали электронные часы, счетчики для проверки и сличения хронометров. Идемте, глянем!...
Заходим в другой кабинет. Сплошное «тиканье»: всюду часы, хронометры, секундомеры... Алексей Драй включает радио, ловит на 8 килогерц Москву, включает ждущий мультивибратор, и электронный счетчик начинает подсчитывать разницу между московским временем и показанием хронометра до долей секунды. В море этим заниматься некогда. Нужно здесь, на берегу, все проверить и привести в нормальное состояние.
— Я как понимаю дело, — продолжает свой рассказ Алексей Романович, — для общей цели не жалко времени. Поясню. Когда нужно, сам иду к знающему человеку. Потому что лучше семь раз отмерять...
А таких не понимаю, которые, если случилась поломка, авария, стараются или скрыть ее, или обмануть. Лучше вовремя вскрыть недостаток, чем замалчивать. Рано или поздно он сам заявит о себе. И сыновьям своим тоже прививал эту науку...
У Алексея Романовича два сына, и оба тоже связали свою судьбу с морем. Один работает рыбмастером на БМРТ-333 «Юхан Сютисте», другой служит в Военно-Морском Флоте. — Но не хлебом единым жив человек, — говорит Алексей Романович. — Вот занимаюсь стенгазетой, избрали в редколлегию...
Есть еще одно увлечение у этого человека. Театр. И не то, чтобы только ходить на премьеры, нет — Алексей Романович актер народного театра при Доме офицеров флота. Много разных ролей сыграл он за 22 года работы в этом творческом коллективе. За роль Чуфарова в «Барабанщице» А. Салынского А. Драй получил грамоту. В пьесе А. Коломийца «Голубые олени» он сыграл санитара. Амплуа у актера не ярко выраженное, а, как он сам говорит, контрастное. Сейчас народный театр работает над постановкой пьесы «Круги замыкаются» И. Лазутина и композиции «У времени в плену" А. Штейна. В первой Алексею Романовичу доверена роль комиссара военкомата, человека положительного, во второй — роль Сиплого из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Так же серьезно, как в любом деле, А. Драй работает и над ролью. Пишет биографию своего героя, изучает сопутствующий пьесе материал.
За широкими окнами мастерской прекрасный вид на порт, на море, на корабли у причалов и на рейде. Впечатление такое, что как будто находишься на каком-то огромном корабле, на его капитанском мостике, будто этот корабль вышел в большое плавание, и коренастая фигура мастера здесь воспринимается так же уместно, как и капитанская.
Все те чуткие приборы, которые проходят через руки мастера, в море, в далеком плавании служат морякам надеж-нон гарантией, что судно на правильном курсе. Не зная этого, как можно быть уверенным в успехе предприятия, как можно быть уверенным, что Родина получит нужные тонны продукции, в срок и высшего качества.
Человек, который уверен в своих силах и знает, что он на верном пути, не станет перекладывать ответственность на чужие плечи, это против нашей совести, против совести коммуниста.

В. РОЩЕНКО. Фото В. Тракса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!