Памяти мастера ЭРНК Алексея Романовича Драй. В МАСТЕРСКОЙ МАСТЕРА – 15 11 1979
Автор
|
Опубликовано: 1675 дней назад (19 сентября 2019)
|
0 Голосов: 0 |
• ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА •
ПЕРВОЕ, что бросается в глаза, когда входишь в мастерскую по ремонту навигационно-штурманских приборов, расположенную в электрорадионавигационной камере, что на южной стороне рыбного порта — это обилие света и море. Море за всеми окнами, оно как будто и начинается отсюда, от стеллажей, полок, стендов, уставленных морскими приборами: барографами, звездными глобусами, пеленгаторами, секстанами, компасами всех, систем, хронометрами, секундомерами, морскими часами...
В ремонтной группе пять человек. Руководит ею мастер Алексей Романович Драй, бывший военный моряк, минер. В феврале этого года он отметил свой пятидесятилетний юбилей, а сейчас, в ноябрьские дни, исполняется 13 лет, как он пришел работать в наше объединение. Навигационная камера была тогда, можно сказать, в зачаточном состоянии. Пришлось все поднимать до нужного уровня, самому готовить себе помощников. Один из учеников, Николай Юхансон, работающий и сейчас бок о бок с мастером, повысил уже свой разряд до 6-го. Другие, правда, поразъехались, кто в Пярну, кто в рыбацкие колхозы. Всюду нужны специалисты. Другой ученик, Анатолий Алфимов, пошел в море вторым штурманом, и теперь сам уже на ходовом мостике БМРТ наставляет коллег, как нужно обращаться с приборами, чтобы они не обрастали «морской пылью».
У Алексея Романовича тоже был свой учитель. Реджинальд Францевич Жуковский, бывший красный партизан, потом моряк. От него унаследовал Алексей Романович спокойствие душевное и серьезное отношение к любому делу. «Минер ошибается один раз в жизни» — любил повторять учитель, и эта фраза запала в память навсегда, воспитала в характере ту жилку ответственности, которая и теперь, когда Алексей Романович имеет дело с сугубо мирными предметами, дает о себе знать.
Тогда, после войны, сколько было на Балтийском море мин! Попадались, как клецки в супе. И ударные, и магнитные, и акустические. Коварный враг! Молчаливый и хитрый. И его можно было победить только уверенностью в себе и спокойствием. Много обезвредил Алексей Романович таких молчаливых врагов, приходилось спускаться под воду. В 1955 году был награжден за свой героический труд орденом Красной Звезды.
И вот мы в мастерской навигационно-штурманских приборов. Ходим от стеллажа к стеллажу, как в библиотеке. И о каждом приборе мастер может рассказать что-нибудь свое.
— Вот приборы с буксира «Лембиту». Б прекрасном состоянии!... А за другие иногда сердце болит. Пеленгаторы оставляют в море на крыльях мостика не зачехленными. А там — дождь, снег, туман. Прибор начинает жечь коррозия. Неужели трудно смазать, и будет все в порядке... Вот моряки с РМС «Дербент» управления «Мангышлакрыбфлот», пришли с Каспия, принесли на проверку магнитные компасы. В одном вместо спирта — непонятно какая жидкость. Краска внутри компаса отстала хлопьями. Таким мне всегда хочется сказать: эх, моряки, моряки! Как же вы относитесь к прибору? Придет время, и он отплатит вам тем же! Море шутить не любит!... Больше всего времени отнимают такие компасы: 15 суток нужно выверять, регулировать. А на профилактику уходит всего час.
Алексей Романович показывает новинки техники: каллиматоры для выверки биноклей, автокаллиматоры для оптики, секстанов, для выставления нулевых точек зеркал. Другой прибор проверяет секстан по всей шкале, ибо малейшая неточность в астрономических наблюдениях дает ошибку на карте. У прибора — светящийся экран.
— Это наше собственное изобретение, — шутит Алексей Романович. Но видно, что за шуткой кроется гордость своим делом.
— Вместе с Александром Капиносом с участка РЛС сконструировали электронные часы, счетчики для проверки и сличения хронометров. Идемте, глянем!...
Заходим в другой кабинет. Сплошное «тиканье»: всюду часы, хронометры, секундомеры... Алексей Драй включает радио, ловит на 8 килогерц Москву, включает ждущий мультивибратор, и электронный счетчик начинает подсчитывать разницу между московским временем и показанием хронометра до долей секунды. В море этим заниматься некогда. Нужно здесь, на берегу, все проверить и привести в нормальное состояние.
— Я как понимаю дело, — продолжает свой рассказ Алексей Романович, — для общей цели не жалко времени. Поясню. Когда нужно, сам иду к знающему человеку. Потому что лучше семь раз отмерять...
А таких не понимаю, которые, если случилась поломка, авария, стараются или скрыть ее, или обмануть. Лучше вовремя вскрыть недостаток, чем замалчивать. Рано или поздно он сам заявит о себе. И сыновьям своим тоже прививал эту науку...
У Алексея Романовича два сына, и оба тоже связали свою судьбу с морем. Один работает рыбмастером на БМРТ-333 «Юхан Сютисте», другой служит в Военно-Морском Флоте. — Но не хлебом единым жив человек, — говорит Алексей Романович. — Вот занимаюсь стенгазетой, избрали в редколлегию...
Есть еще одно увлечение у этого человека. Театр. И не то, чтобы только ходить на премьеры, нет — Алексей Романович актер народного театра при Доме офицеров флота. Много разных ролей сыграл он за 22 года работы в этом творческом коллективе. За роль Чуфарова в «Барабанщице» А. Салынского А. Драй получил грамоту. В пьесе А. Коломийца «Голубые олени» он сыграл санитара. Амплуа у актера не ярко выраженное, а, как он сам говорит, контрастное. Сейчас народный театр работает над постановкой пьесы «Круги замыкаются» И. Лазутина и композиции «У времени в плену" А. Штейна. В первой Алексею Романовичу доверена роль комиссара военкомата, человека положительного, во второй — роль Сиплого из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Так же серьезно, как в любом деле, А. Драй работает и над ролью. Пишет биографию своего героя, изучает сопутствующий пьесе материал.
За широкими окнами мастерской прекрасный вид на порт, на море, на корабли у причалов и на рейде. Впечатление такое, что как будто находишься на каком-то огромном корабле, на его капитанском мостике, будто этот корабль вышел в большое плавание, и коренастая фигура мастера здесь воспринимается так же уместно, как и капитанская.
Все те чуткие приборы, которые проходят через руки мастера, в море, в далеком плавании служат морякам надеж-нон гарантией, что судно на правильном курсе. Не зная этого, как можно быть уверенным в успехе предприятия, как можно быть уверенным, что Родина получит нужные тонны продукции, в срок и высшего качества.
Человек, который уверен в своих силах и знает, что он на верном пути, не станет перекладывать ответственность на чужие плечи, это против нашей совести, против совести коммуниста.
В. РОЩЕНКО. Фото В. Тракса.
ПЕРВОЕ, что бросается в глаза, когда входишь в мастерскую по ремонту навигационно-штурманских приборов, расположенную в электрорадионавигационной камере, что на южной стороне рыбного порта — это обилие света и море. Море за всеми окнами, оно как будто и начинается отсюда, от стеллажей, полок, стендов, уставленных морскими приборами: барографами, звездными глобусами, пеленгаторами, секстанами, компасами всех, систем, хронометрами, секундомерами, морскими часами...
В ремонтной группе пять человек. Руководит ею мастер Алексей Романович Драй, бывший военный моряк, минер. В феврале этого года он отметил свой пятидесятилетний юбилей, а сейчас, в ноябрьские дни, исполняется 13 лет, как он пришел работать в наше объединение. Навигационная камера была тогда, можно сказать, в зачаточном состоянии. Пришлось все поднимать до нужного уровня, самому готовить себе помощников. Один из учеников, Николай Юхансон, работающий и сейчас бок о бок с мастером, повысил уже свой разряд до 6-го. Другие, правда, поразъехались, кто в Пярну, кто в рыбацкие колхозы. Всюду нужны специалисты. Другой ученик, Анатолий Алфимов, пошел в море вторым штурманом, и теперь сам уже на ходовом мостике БМРТ наставляет коллег, как нужно обращаться с приборами, чтобы они не обрастали «морской пылью».
У Алексея Романовича тоже был свой учитель. Реджинальд Францевич Жуковский, бывший красный партизан, потом моряк. От него унаследовал Алексей Романович спокойствие душевное и серьезное отношение к любому делу. «Минер ошибается один раз в жизни» — любил повторять учитель, и эта фраза запала в память навсегда, воспитала в характере ту жилку ответственности, которая и теперь, когда Алексей Романович имеет дело с сугубо мирными предметами, дает о себе знать.
Тогда, после войны, сколько было на Балтийском море мин! Попадались, как клецки в супе. И ударные, и магнитные, и акустические. Коварный враг! Молчаливый и хитрый. И его можно было победить только уверенностью в себе и спокойствием. Много обезвредил Алексей Романович таких молчаливых врагов, приходилось спускаться под воду. В 1955 году был награжден за свой героический труд орденом Красной Звезды.
И вот мы в мастерской навигационно-штурманских приборов. Ходим от стеллажа к стеллажу, как в библиотеке. И о каждом приборе мастер может рассказать что-нибудь свое.
— Вот приборы с буксира «Лембиту». Б прекрасном состоянии!... А за другие иногда сердце болит. Пеленгаторы оставляют в море на крыльях мостика не зачехленными. А там — дождь, снег, туман. Прибор начинает жечь коррозия. Неужели трудно смазать, и будет все в порядке... Вот моряки с РМС «Дербент» управления «Мангышлакрыбфлот», пришли с Каспия, принесли на проверку магнитные компасы. В одном вместо спирта — непонятно какая жидкость. Краска внутри компаса отстала хлопьями. Таким мне всегда хочется сказать: эх, моряки, моряки! Как же вы относитесь к прибору? Придет время, и он отплатит вам тем же! Море шутить не любит!... Больше всего времени отнимают такие компасы: 15 суток нужно выверять, регулировать. А на профилактику уходит всего час.
Алексей Романович показывает новинки техники: каллиматоры для выверки биноклей, автокаллиматоры для оптики, секстанов, для выставления нулевых точек зеркал. Другой прибор проверяет секстан по всей шкале, ибо малейшая неточность в астрономических наблюдениях дает ошибку на карте. У прибора — светящийся экран.
— Это наше собственное изобретение, — шутит Алексей Романович. Но видно, что за шуткой кроется гордость своим делом.
— Вместе с Александром Капиносом с участка РЛС сконструировали электронные часы, счетчики для проверки и сличения хронометров. Идемте, глянем!...
Заходим в другой кабинет. Сплошное «тиканье»: всюду часы, хронометры, секундомеры... Алексей Драй включает радио, ловит на 8 килогерц Москву, включает ждущий мультивибратор, и электронный счетчик начинает подсчитывать разницу между московским временем и показанием хронометра до долей секунды. В море этим заниматься некогда. Нужно здесь, на берегу, все проверить и привести в нормальное состояние.
— Я как понимаю дело, — продолжает свой рассказ Алексей Романович, — для общей цели не жалко времени. Поясню. Когда нужно, сам иду к знающему человеку. Потому что лучше семь раз отмерять...
А таких не понимаю, которые, если случилась поломка, авария, стараются или скрыть ее, или обмануть. Лучше вовремя вскрыть недостаток, чем замалчивать. Рано или поздно он сам заявит о себе. И сыновьям своим тоже прививал эту науку...
У Алексея Романовича два сына, и оба тоже связали свою судьбу с морем. Один работает рыбмастером на БМРТ-333 «Юхан Сютисте», другой служит в Военно-Морском Флоте. — Но не хлебом единым жив человек, — говорит Алексей Романович. — Вот занимаюсь стенгазетой, избрали в редколлегию...
Есть еще одно увлечение у этого человека. Театр. И не то, чтобы только ходить на премьеры, нет — Алексей Романович актер народного театра при Доме офицеров флота. Много разных ролей сыграл он за 22 года работы в этом творческом коллективе. За роль Чуфарова в «Барабанщице» А. Салынского А. Драй получил грамоту. В пьесе А. Коломийца «Голубые олени» он сыграл санитара. Амплуа у актера не ярко выраженное, а, как он сам говорит, контрастное. Сейчас народный театр работает над постановкой пьесы «Круги замыкаются» И. Лазутина и композиции «У времени в плену" А. Штейна. В первой Алексею Романовичу доверена роль комиссара военкомата, человека положительного, во второй — роль Сиплого из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Так же серьезно, как в любом деле, А. Драй работает и над ролью. Пишет биографию своего героя, изучает сопутствующий пьесе материал.
За широкими окнами мастерской прекрасный вид на порт, на море, на корабли у причалов и на рейде. Впечатление такое, что как будто находишься на каком-то огромном корабле, на его капитанском мостике, будто этот корабль вышел в большое плавание, и коренастая фигура мастера здесь воспринимается так же уместно, как и капитанская.
Все те чуткие приборы, которые проходят через руки мастера, в море, в далеком плавании служат морякам надеж-нон гарантией, что судно на правильном курсе. Не зная этого, как можно быть уверенным в успехе предприятия, как можно быть уверенным, что Родина получит нужные тонны продукции, в срок и высшего качества.
Человек, который уверен в своих силах и знает, что он на верном пути, не станет перекладывать ответственность на чужие плечи, это против нашей совести, против совести коммуниста.
В. РОЩЕНКО. Фото В. Тракса.
БМРТ-333 «Юхан Сютисте». РЕМОНТ НА РЕЙДЕ КАЛЬЯО – 29 11 1979 Памяти Сергея Владимировича Хорохонова. ВОСХОЖДЕНИЕ – 06 11 1979
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Архив новостей